Рассмотрим базовые понятия и термины сценария жизни человека в психологии судьбы. Сценарий жизни в транзактном анализе Берна — это ключевая тема, которая требует пристального изучения любым человеком, который хочет осознать свой жизненный план и изменить свою судьбу.

Базовые понятия сценария жизни человека

Содержание этого поста позволит нам прикоснуться к теме сценария жизни в общем. Рассмотрим основные термины и понятия в этой теме.

сценарий жизни бег

Сценарий жизни — это не осознаваемый план движения

Помните! Любые осознания во время уроков являются ценными и их следует записывать в свой дневник.
Более подробно тема жизненного плана человека раскрыта в специальном разделе блога ПСИХОЛОГИЯ СУДЬБЫ.

Сценарий жизни: что это?

В детстве каждый из нас пишет собственный сценарий жизни. В нем есть начало, середина и конец. Основной сюжет мы пишем в детстве до того, как научились говорить. Позднее мы лишь добавляем детали к нашему сценарию.

К 7 годам сценарий в основном написан, а в юношеском возрасте мы можем его пересмотреть.

Будучи взрослыми, мы обычно не сознаем, что написали для себя сценарий жизни. Тем не менее в точности ему следуем.

жизненный план

Свой жизненный план мы сформировали в раннем возрасте — пора написать взрослый!

Без осознания этого факта мы устраиваем нашу жизнь таким образом, что движемся к той финальной сцене, что определили в детстве.

Как Вы думаете — к какого рода финальной сцене вы себя готовите?



Игнорирование, искажение, симбиоз

Маленький ребенок принимает решение написать жизненный сценарий потому, что он (сценарий) представляет собой наилучшую стратегию для выживания и существовани в часто кажущемся ему враждебном мире.

В эго-состоянии Ребенка мы можем продолжать считать, что любая угроза нашему детскому представлению о мире — это угроза удовлетворению наших потребностей или даже существованию.

Таким образом, мы можем иногда искажать восприятие реальности с тем, чтобы оно вписывалось в наш сценарий.

Это называется искажением или игнорированием.

Например, если наша финальная сцена — мрачная жизнь в одиночестве, мы будем склонны искажать наше восприятие так, чтобы не замечать счастливых и радостных моментов, мы будем отстраняться от контактов с другими людьми, думая внутри себя, что мы никому не интересны.

Как Вы думаете, каким образом проявляется искажение и игнорирование в вашей жизни?

Для сохранения нашего жизненного сценария мы, будучи взрослыми, можем иногда вступать во взаимоотношения, которые повторяют наши отношения с родителями в детском возрасте. Причем делаем это неосознанно.

симбиотические отношения

Симбиоз — это когда одна на двоих личность в отношениях

В такой ситуации один из партнеров в этих взаимоотношениях играет роль Родителя или Взрослого, а другой — Ребенка, так что у них вместо шести имеется лишь три эго-состояния.

Подобные взаимоотношения называются симбиозом.

Например, если у Вас в детстве был авторитетный папа, Вы можете впадать в симбиоз с авторитетными людьми — отдавая им роль эксперта или наставника. Тогда с ними, Вы как бы становитесь на ступень ниже, то есть входите в коммуникацию из эго-состояния Ребенок.

Как Вы думаете, с кем из Ваших нынешних партнеров по общению вы вступаете в симбиотические отношения?



Рэкетные или запретные чувства

В детстве мы замечаем, что в нашей семье одни чувства поощряются, а другие запрещаются. Для того, чтобы быть принятыми и получать поглаживания нужно использовать только разрешенные чувства.

Как Вы думаете, какие чувства были в вашей семье под запретом?

В одних семьях запрещалось бояться или открыто проявлять чувство недовольства, в других игнорировалась радость  — ее нельзя было выставлять напоказ. В третьих под запретом были: гнев, возмущение или грусть.

При проигрывании нашего сценария во взрослой жизни мы продолжаем скрывать подлинные чувства, замещая их теми, которые разрешались нам в детском возрасте.

Эти замещающие чувства называются рэкетными (ложными).

Сценарий жизни человека в гештальт психологии

Сценарий с точки зрения гештальт психологии — это ранняя детская ситуация, которую мы, будучи детьми, не смогли закончить и которая требует завершения всякий раз, когда мы встречаемся с похожими ситуациями во взрослой жизни.

Подобно тому, как надкушенный бутерброд всегда привлекает наше внимание, пока не будет проглочен целиком, так же и детские травмы требуют отмщения, исцеления или искупления.

Очень важно осознать эту травму или ситуацию и завершить ее внутри, выразив чувства и дожив их до конца на приеме у психолога или на сеансе самотерапии!

Какие ситуации из Вашего детства вызрели и требуют немедленного завершения прямо сейчас?

Как изменить свой сценарий жизни

Неважно, как вы пришли к осознанию сценария жизни — самостоятельно, или пройдя специальный онлайн курс СЦЕНАРНЫЙ ПАСПОРТ от автора этого блога — психолога и сценарного аналитика Молярука Александра.

Важно принять решение и изменить неосознанный план жизни на новые модели поведения. Важно изменить свою судьбу как можно раньше!

ВЫВОД: Когда мы были маленькими детьми, наши родители не могли нас заставить развиваться в каком-то одном направлении. Они, конечно, могли оказывать на нас сильное давление.

Однако мы сами принимали решение, подчиниться ли этому давлению, либо восстать против него или игнорировать.

Та же модель поведения свойственна и нам взрослым.

Другие люди (окружение) не могут заставить нас чувствовать или вести себя каким-то определенным образом. Они способны оказывать на нас сильное давление, но мы сами принимаем решение, подчиниться или нет.

Именно мы несем ответственность за наши чувства и поведение.

Всегда, когда мы принимаем решение, то можем его впоследствии изменить.

Это справедливо и для наших детских решений, которые мы приняли о себе и об окружающем мире.

Мы можем их изменить и сформировать другие — более благоприятные для нас.

Поделитесь этой информацией в социальных сетях:

ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ ПРИВЕДЕННЫЕ ВЫШЕ В КОММЕНТАРИЯХ К ЭТОЙ СТАТЬЕ!

Прочитайте лучшие материалы психолога счастья на эту тему!