Задержкой психического развития называют синдром отставания созревания психики ребенка в целом, или недоразвития ее отдельных функций, таких как: память, внимание, мыслительные процессы, речь.
Виды синдрома
Выбор коррекционных занятий при задержке психического развития зависит от типа нарушения. Они различаются в зависимости от причин, вызвавших недоразвитие психики. Происхождение ЗПР может быть:
- Церебрально-органическим. Такие дети с трудом выполняют такие операции, как анализ, синтез, сравнение и обобщение. Они не в состоянии на достаточном уровне планировать и контролировать свои действия. Трудно переключаются с одного вида деятельности на другой, действуют медленно и хаотично. Во время выполнения заданий не замечают своих ошибок и не проявляют заинтересованности в результате.
- Психогенным. Эта форма развивается у детей вследствие ошибок воспитания. Это может быть как гиперопека, когда ребенку не позволяют ничего делать самостоятельно, так и безнадзорность, когда малыш все время предоставлен самому себе. Часто отстают от нормы дети родителей с психическими расстройствами, алкоголиков или наркоманов.
- Конституционным. В данном случае провоцирующим фактором является наследственность. У детей наблюдается не только незрелость психики, но и инфантильное телосложение. Они несамостоятельны, эмоциональны, внушаемы. Такой ребенок может быть неутомим в игре, но быстро пресыщается интеллектуальными задачами.
- Соматогенным. Недоразвитие определенных функций психики возникает вследствие длительных хронических заболеваний. Такие дети пугливы, нерешительны, не уверены в собственных силах. При выполнении упражнений бывают капризными и нервозными.
Вне зависимости от происхождения, ЗПР нуждается в обязательной коррекции, которая поможет ребенку оптимизировать интеллектуальную деятельность и адаптироваться в обществе.
Причины развития
Не всегда точно известно, почему развивается задержка психического развития. Провоцирующие факторы могут быть биологическими или социально-психологическими. К первой группе относятся:
- различные варианты патологии беременности;
- недоношенная или переношенная беременность;
- травмы во время родов;
- длительные хронические заболевания (болезни органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистые заболевания пороки развития, инфекции и др.);
- травмы мозга легкой и средней тяжести.
Социально-психологическими причинами могут быть:
- социальная изоляция;
- неприятие ребенка родителями;
- неправильное воспитание (гиперопека, безнадзорность, авторитарный стиль);
- фактор неполной семьи;
- недостаток предметной, игровой или другой соответствующей возрасту деятельности.
Задержка психического развития у детей 3 лет и старше может усиливаться под воздействием неблагоприятных социальных факторов. Но они не являются главной или единственной причиной ЗПР.
Симптомы

Специфическими признаками задержки психического развития в раннем возрасте являются:
- Психоречевое недоразвитие – отсутствие фразовой речи, ограниченный словарный запас, аграмматизмы, неправильное произношение.
- Недостаточная сформированность навыков самообслуживания – ребенок не может самостоятельно одеться, неопрятен, не умеет пользоваться столовыми приборами, салфетками и т.п.
- Низкий уровень развития игровой деятельности – примитивность и однообразие игровых действий.
- Незрелые моторные функции – недоразвитие общей и мелкой моторики.
- Проявления негативного поведения.
Для ребенка дошкольного возраста с ЗПР характерны:
- Недоразвитие игровой деятельности – ребенок не принимает предложенную ему игровую роль, не соблюдает правила игры. В сюжетно-ролевых играх действует стереотипно, с трудом выполняет определенные роли.
- Недостаточная познавательная активность – быстрая утомляемость и истощаемость, которые серьезно тормозят развитие и обучение ребенка.
- Неспособность к обобщению и целостности восприятия.
- Недоразвитие эмоционально-волевой сферы, что отражается в виде негативных моделей поведения.
Иногда признаки задержки психического развития настолько стерты, что распознать их может только врач.
Диагностика
Для качественного диагностирования и определения причин ЗПР, ее вызвавших, ребенок обследуется логопедом, детским неврологом, дефектологом, психиатром, педиатром и при необходимости врачами других профилей. Также проводятся:
- сбор и изучение анамнеза;
- определение уровня речевого и мыслительного развития;
- изучение условий проживания и обучения;
- нейропсихологическое тестирования;
- анализ результатов диагностических исследований и выписок врачей.
Если врач подозревает, что ЗПР обусловлена органической патологией, назначается консультация педиатра и невролога. Также может потребоваться обследование у психиатра, который исключит аутизм или олигофрению.
Лечение
На начальном этапе нужно признать, что проблема существует и с ней нужно бороться. Задержка психического развития хорошо поддается коррекции, и чем раньше она будет начата, тем большая вероятность успешного результата. В каждом случае терапевтический подход подбирается индивидуально, но чаще всего, он предполагает комбинацию:
- коррекционных занятий с психологом;
- медикаментозного лечения;
- работу с членами семьи и педагогами.
Лечение препаратами может дать хороший эффект, но очень важно, чтобы лекарства были назначены неврологом или психиатром. Самолечение может не только не дать желаемого результата, но и навредить ребенку.
Стоимость лечения
Услуга | Цена |
Детский невролог | от 1 600 руб. |
Детский психиатр | от 2 900 руб. |
Клинический психолог | от 2 000 руб. |
Семейный-терапевт | от 3 000 руб. |
Если не скорректировать задержку психического развития в детстве, оно может иметь долгосрочные негативные последствия. Поэтому причины, его вызвавшие нужно устранять или лечить. Для того, чтобы записаться на консультацию врача, позвоните по указанным номерам телефонов или заполните форму обратной связи на сайте.