Ваш город: Алапаевск

Общие сведения

Задержка речевого развития (ЗРР) — распространенное явление в детском возрасте, которое наблюдается у детей, имеющих нормальный слух и интеллект. Основными проявлениями болезни становятся сложности с произнесением слов, фраз, предложений, а также с правильной артикуляцией звуков. У некоторых детей наблюдаются проблемы с пониманием речи.

Трудно понять, что вызывает задержку речевого развития. Часто причины остаются неизвестными. В некоторых случаях проблемы связаны с нарушениями слуха, нервными расстройствами или физическими недостатками, влияющими на произношение.

Диагноз задержки речевого развития у детей ставится только после тщательной оценки состояния ребенка врачами. Диагностика включает проверку слуха и интеллекта, а также оценку речевых и языковых навыков.

Коррекционная работа с логопедом помогает большинству пациентов справиться с проблемами речи и догнать сверстников. Помимо работы с врачом важную роль играет вовлеченность родителей. Они могут поддерживать развитие ребенка, общаясь с ним, читая книги, играя в игры, которые стимулируют устную речь. Привлечение родителей к коррекционной работе способствует прогрессу в речевом развитии.

Причины ЗРР

Причины задержки речевого развития могут быть связаны с физическими, психологическими или эмоциональными факторами. Предпосылками становятся:

  1. Нарушения слуха. Речь и языковые способности развиваются на основе того, что ребенок слышит вокруг себя.

  2. Травмы голосовых связок. Короткая нервная связка затрудняет формирование звуков.

  3. Неврологические расстройства. Болезни, влияющие на нервную систему, такие как церебральный паралич, препятствуют нормальному развитию речи.

  4. Аутизм. У детей с аутизмом часто наблюдаются дефекты речи и проблемы с общением.

  5. Генетические расстройства, например, синдром Дауна.

  6. Недоношенность. Дети, рожденные до 37 недели беременности, часто испытывают проблемы с речью.

  7. Отсутствие стимуляции речи в домашней среде. Родители должны обеспечивать ребенку возможности для общения.

Некоторые дети просто могут заговорить позже. Они развиваются в своем темпе и сначала немного отстают по этому критерию от ровесников.

Органические причины

  • Инвалидность по слуху.

  • Нарушения мозга.

  • Генетические расстройства.

  • Расстройства из спектра аутизма.

  • Нарушения голосовых связок.

  • Недоношенность.

Все эти факторы связаны с физическим состоянием и здоровьем ребенка. Если у родителей есть подозрения, что ребенок страдает от задержки речевого развития, важно обсудить это с педиатром.

Социальные причины

  1. Недостаток стимуляции речи. Если с ребенком не говорят в семье, это может затормозить речевое развитие.

  2. Недостаток общения. Ребенок, который не проводит время с родителями и другими близкими людьми, испытывает проблемы в речи.

  3. Стресс и травма. На развитии речи отрицательно сказывается негативное эмоциональное воздействие.

  4. Отсутствие контакта с социумом. Ребенку необходимы социальные взаимодействия, чтобы учиться общению.

  5. Ограничения в воспитании. Если ребенок не имеет доступа к образовательным программам, способствующим развитию речи, это может стать причиной задержки.

Патогенез

  • Биологические факторы — наследственность и генетические мутации. Исследования показывают связь между ЗРР и наличием дефектных генов. Биологические факторы также включают преждевременное рождение или инфекции внутриутробного развития.

  • Социальные факторы — ребенок, который не слышит достаточного количества звуков, слов и предложений, может столкнуться с ЗРР. Доступ к образовательным программам, направленным на развитие речи, может влиять на патогенез заболевания.

Развитие речи в норме

Речевое развитие у детей проходит поэтапно. 

  • Первая стадия — с рождения до года. В возрасте около двух месяцев новорожденные начинают издавать звуки, вроде «а» и «у». В шесть месяцев появляется первый лепет. В возрасте около года дети говорят первое слово.
  • Вторая стадия — 1-2 года. Дети используют простые слова и фразы. В возрасте двух лет в словарном запасе насчитывается около 50 слов. 

  • Третий этап  — 2–3 года. Дети говорят предложениями из 2-3 слов. Они осваивают грамматику, но допускают множественные ошибки.

  • Четвертый этап — 3-4 года. Дети говорят более сложными предложениями. Они учатся правильно использовать грамматику. 

  • Пятый этап — начинается примерно с 4 лет. Дети осваивают более сложные идеи: время, пространство и количество предметов.

Симптомы

дети рисуютЗадержка речевого развития у детей — ситуация, когда речевые навыки развиваются медленнее, чем обычно. Как это проявляется:

  • Отсутствие лепета. У детей с ЗРР часто не наблюдается так называемой «болтовни» в возрасте около 9-10 месяцев.

  • Отсутствие первых слов. Большинство детей произносят первое слово в возрасте около года. Но дети с ЗРР могут начать говорить позже.

  • Проблемы с объединением слов. В возрасте около двух лет здоровые дети уже сочетают два слова, создавая простые фразы. У детей с ЗРР в этом плане могут быть проблемы.

  • Сложности с произношением. Дети с задержками в развитии речи  с трудом воспроизводят слова и звуки.

  • Ограниченный лексикон. У детей с задержкой речи словарный запас меньше по сравнению со сверстниками.

  • Сложности с пониманием. Дети с ЗРР могут испытывать трудности в понимании речи других людей.

  • Сложности с общением (трудно использовать речь для общения с другими).

  • Ограничения в восприятии родного языка.

  • Сложности с социальной интеракцией, неспособность выражать мысли и чувства.

  • Непонимание инструкций. Дети с ЗРР могут испытывать сложности с пониманием инструкций и выполнением заданий.

Диагностика задержки речевого развития

  1. Общее обследование. Врач беседует с ребенком и родителями. Задает вопросы о поведении пациента, как он общается и развивается.

  2. Обследование органов слуха. 

  3. Анализ речи и лексикона. Врач оценивает речевые навыки ребенка, смотрит, как ребенок использует слова и фразы, проверяет понимание маленьким пациентом речи других людей. 

  4. Неврологическое обследование — помогает исключить другие проблемы, связанные с повреждением мозга.

Важным этапом диагностики ЗРР является наблюдение за ребенком в естественной обстановке. Врач наблюдает за поведением, взаимодействием с окружающими, реакцией на звуки и голоса.

После всех этих процедур делается вывод о наличии или отсутствии патологии.

Лечение

Один из основных подходов — речевая терапия. Логопеды работают с ребенком индивидуально или в группе. Они помогают улучшить речевые навыки через упражнения и игры.

Если у больного есть проблемы со слухом, врачи предлагают слуховые устройства. Это позволяет лучше слышать и, соответственно, быстрее осваивать произношение. Для детей с ЗРР полезно и важно взаимодействие с окружающими. Разговоры, чтение книг, игры — все это способствует развитию речевого навыка.

В некоторых случаях применяются специальные образовательные программы. Они помогают наверстать упущенное в обучении из-за проблем с речью.

Все эти методы применяют как отдельно, так и вместе, в зависимости от конкретного случая. 

Медикаментозное лечение применяется редко и чаще всего в комбинации с другими подходами. 

Иногда назначают следующие препараты. Но у некоторых из них эффективность не доказана:

  1. «Глицин». Улучшает обмен веществ в головном мозге, что положительно влияет на речевые функции. Побочные эффекты включают аллергические реакции и дискомфорт в желудке.

  2. «Пантогам» — ноотропное средство, способствует улучшению работы мозга. Возможные побочные эффекты: аллергии, дискомфорт в желудке.

  3. «Пирацетам» — другое ноотропное средство, стимулирует мозговую деятельность. Может вызвать головные боли, бессонницу, нарушение пищеварения.

  4. «Семакс» — препарат, который стимулирует мозговые процессы. Побочные эффекты редки, но могут включать аллергические реакции. Назначают детям старше 7 лет.

  5. «Энцефабол» используется для улучшения работы мозга, включая речь. Возможны аллергии, дискомфорт в желудке, бессонница.

  6. «Кортексин» — назначается в комбинированном лечении, в том числе для нарушений речи. Он повышает способность к обучению. Противопоказания: индивидуальная непереносимость.

  7. «Глиатилин» улучшает передачу нервных импульсов в холинергических нейронах и активирует нужные структуры мозга.

Основной целью лечения является улучшение способности к общению и взаимодействию с окружающим миром. Многие юные пациенты часто демонстрируют успехи в освоении речевых и социальных навыков. Они начинают говорить понятно и свободно.

Результаты заметны уже через несколько месяцев лечения, но значительные улучшения наблюдаются в течение нескольких лет регулярной терапии.

У некоторых пациентов эффективность минимальна даже при длительной терапии. Успех лечения зависит от множества факторов: когда была обнаружена проблема, какова степень выраженности симптомов, какие особенности есть у организма конкретного пациента.

Прогноз и профилактика

Большинство людей с ЗРР, особенно те, кто начал лечение в раннем возрасте, в состоянии скорректировать речевые навыки и научиться общаться. Успех во многом зависит от уровня вовлеченности семьи. Занятия дома, а не только на сессиях с терапевтом помогают добиться лучших результатов.

Но не у всех пациентов наблюдаются изменения. У некоторых людей симптомы задержки речевого развития остаются стабильными на протяжении жизни, несмотря на активное и вовремя начатое лечение. Это может быть связано с генетическими факторами, серьезностью симптомов и другими причинами.

Некоторые люди с ЗРР могут вести самостоятельную жизнь, иметь работу и семью. Прогноз также зависит от наличия связанных заболеваний. Некоторые люди с задержкой речи страдают аутизмом, дефицитом внимания и гиперактивностью (СДВГ), тревожными расстройствами или эпилепсией, что сильно осложняет лечение и ухудшает общий прогноз.

Профилактика заключается в раннем выявлении и начале лечения, а также включает:

  1. Внимание к развитию ребенка. Родители и врачи не должны игнорировать отклонения в речевом или социальном аспекте. Если есть сомнения или вопросы, следует обратиться к специалистам. 

  2. Вовлечение в терапевтические программы, включающие обучение социальным навыкам. Важно регулярно встречаться с врачами, логопедами, психологами и следовать их рекомендациям.

  3. Здоровый образ жизни в период беременности. Женщине необходимо сбалансированное питание, регулярные осмотры, избегание токсинов, а также прием витаминов и минералов, особенно, фолиевой кислоты.

Мнение эксперта

«Лечение и коррекция не требуется, если у ребенка есть темповая задержка речевого развития (когда в возрасте 2,5 года он произносит лишь отдельные слова, а в три года говорит отдельными словосочетаниями, но отсутствует фразовая речь). Это наиболее благоприятный вариант, который соответствует более ранней фазе развития. Но обязательно при этом, чтобы ребенок понимал обращенную к нему речь в соответствии с возрастом, нормально психически развивался, коммуницировал с окружающими, и у него не было выраженной сопутствующей патологии.

Определить на достаточно раннем этапе причину задержки речевого развития иногда непросто, но очень важно. — Лучше всего своевременно проконсультироваться с логопедом и детским неврологом, имеющими достаточный опыт работы именно с «речевыми» детьми».

Источники: 

  1. Федеральные клинические рекомендации (протоколы) по диагностике и лечению специфических расстройств речи у детей.

  2. «Задержка речевого развития. Формирование основ речи и первоначальных речевых навыков у детей 3-4 лет», Кручинина, Лапина.

  3. «Задержка речевого развития у детей: введение в терминологию», Русский журнал детской неврологии.

Популярные вопросы
Какие симптомы могут свидетельствовать о задержке речевого развития у малыша?

Симптомы задержки речевого развития у малыша:

  1. Нет лепета к 12 месяцам.

  2. Отсутствие первого слова к 16 месяцам.

  3. Не соединяет два слова в фразу к 24 месяцам.

  4. Потери в любом аспекте речи в любом возрасте.

  5. Сниженная способность понимать простые инструкции.

Какие виды терапии осуществляются для лечения задержки речевого развития?

Виды терапии для лечения задержки речевого развития:

  1. Речевая и языковая терапия. Она  включает упражнения и игры, которые укрепляют голосовые связки, улучшают артикуляцию и увеличивают словарный запас.

  2. Оккупационная терапия. Эта форма терапии помогает детям улучшить физические и моторные навыки.

Какие дополнительные методы помогут родителям в лечении задержки речевого развития у детей дома?

Дополнительные методы для родителей, помогающие в лечении задержки речевого развития дома:

  1. Регулярно говорите с ребенком. Это помогает расширить словарный запас и улучшает понимание языка.

  2. Читайте книги с ребенком каждый день.

  3. Стимулируйте речь, задавая открытые вопросы.

  4. Используйте техники повторения и расширения. Когда ребенок говорит или указывает на что-то, повторяйте его слова и добавляйте к ним новые, чтобы обогатить предложение.

К каким специалистам следует обращаться, если есть подозрение на задержку речевого развития у ребенка?

Специалисты, к которым следует обращаться при подозрении на задержку речевого развития:

  1. Речевой и языковой патолог. Это специалист по диагностике и лечению речевых и языковых нарушений.

  2. Педиатр. Педиатр может провести начальную оценку и направить вас к специалисту, если потребуется.

  3. Детский невролог. В некоторых случаях может потребоваться оценка невролога, чтобы исключить любые неврологические проблемы.

Отзывы о центре Екатерины Шуровой
5 60
Получите консультацию специалиста по подбору лечения
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных
ТЕЛЕФОН
АДРЕС
Россия, Свердловская область, Алапаевск, улица Софьи Перовской, 34
РЕЖИМ РАБОТЫ
ПН-ВС, круглосуточно
Новые навыки построения отношений с зависимым
За 10 занятий измените жизнь к лучшему
«Время перемен»
Данный курс подойдет людям, чьи близкие оказались во власти зависимости. Семьям, ищущим решение в борьбе с зависимостью. Тем, кто хочет изменить свою жизнь к лучшему.