Ваш город: Азнакаево

эксперт
12.07.2023
Статья проверена экспертом
Шурова Екатерина Анатольевна
Наши гарантии
иконка гарантии
Только сертифицированные и квалифицированные врачи
иконка гарантии
Индивидуально подобранная программа лечения
иконка гарантии
Быстрые позитивные изменения самочувствия
иконка гарантии
Комплексный подход к помощи пациентам
иконка гарантии
Более 24 лет практики работы с пациентами

Нервные тики у ребенка — это непроизвольные, быстрые, повторяющиеся и неритмичные сокращения мышц, которые проявляются в виде мимических, моторных или вокальных действий. Например, моргание, подергивание, покашливание, свист. Явление может быть временными и хроническими. Отдельно выделяют синдромом Туретта. Подергивания возникают из-за генетической предрасположенности, стресса, травм, инфекций, психических расстройств. Они вызывают трудности в учебе, общении, работе.

мама, ребенок и врачПричины нервных тиков у детей:

  1. Генетическая предрасположенность: некоторые дети наследуют склонность от своих родителей или родственников. Это особенно характерно для синдрома Туретта, который является наиболее тяжелой формой патологии, сочетающей моторные и вокальные симптомы.
  2. Стресс: подергивания возникают как реакция на психологическое или эмоциональное напряжение из-за конфликтов в семье, проблем в школе, страхов, тревоги, гнева, грусти. Стресс усиливает или провоцирует развитие болезни у детей, имеющих генетическую предрасположенность к ним.
  3. Травмы: патология развивается вследствие травматических событий, таких как удар по голове, инсульт, инфекция, отравление, аллергия. Из-за травм повреждаются нервные клетки или синапсы, которые отвечают за координацию мышечных сокращений.
  4. Инфекции: стрептококковая инфекция, болезнь Лайма вызывают воспаление или аутоиммунную реакцию в мозге, которая нарушает его нормальное функционирование.
  5. Психические расстройства: аутизм, шизофрения, биполярное расстройство, ОКР характеризуются химическим дисбалансом или изменением структур мозга, из-за чего нарушается мышечная активность.
  6. Генетические патологии: мышечные спазмы могут быть признаком болезни Хантингтона, синдромов Дауна и Фрагиля X. Генетические патологии приводят к нарушению развития или дегенерации мозга, вызывают нарушение мышечной координации.
  7. Неправильный образ жизни: дефицит сна, неправильное питание, чрезмерное увлечение компьютерными играми негативно воздействуют на ЦНС, снижая ее устойчивость и адаптацию к стрессу.

Основа патогенности нервных тиков у детей все еще изучается. Функционированию базальных ганглиев отводится центральное место. Основными являются хвостатое ядро, бледный шар, ядро гипоталамуса и черное вещество. Обычно они тесно взаимодействуют с лобными долями, краевыми структурами, зрительными бугорками и ретикулярными образованиями коры головного мозга. Связь между подкорковым ядром и лобным отделов, которые контролируют поведение, обеспечивается дофаминергической системой. Ее функция нарушается в результате внутриутробного повреждения ЦНС, генетических изменений метаболизма дофамина, стресса и черепно-мозговых травм.

В медицине выделяют разные виды нервных тиков у детей в зависимости от их проявления, продолжительности, частоты и сложности. Наиболее распространены следующие:

  1. Мимические. Это непроизвольные сокращения лицевых мышц, которые выражаются в моргании, подергивании, кривлянии. У детей нервный тик лица проявляется в раннем возрасте, он может быть временными или хроническими, а также сопровождаться другими видами подергиваний.
  2. Моторные. Это непроизвольные сокращения мышц тела, которые выражаются в движениях головы, шеи, плеч, рук, ног или туловища. Моторные могут быть простыми или сложными, изолированными или комбинированными, одиночными и серийными. Они возникают в ответ на внешние стимулы или внутренние ощущения.
  3. Вокальные. Это непроизвольные сокращения голосовых мышц, которые выражаются в звуках, словах или фразах. Вокальные бывают простыми или сложными, одиночными и повторяющимися, смысловыми или бессмысленными. Они связаны с эмоциями, мыслями или желаниями. К ним относится нервный тик в виде кашля у ребенка.
  4. Сенсорные. Это непроизвольные сокращения мышц, которые появляются из-за дискомфорта, зуда, жжения, покалывания или давления в определенной части тела. Сенсорные бывают локализованными и диффузными, постоянными и переменчивыми, сильными и слабыми. Дети постоянно чешутся, трутся о поверхности, щипают или бьют себя.

Заболевание также классифицируют по этиологии. Выделяют первичные спазмы, не связанные с другими заболеваниями или факторами, и вторичные, являющиеся следствием или симптомом инфекций, травм, психических болезней, генетических патологий. Особая форма заболевания — синдром Туретта характеризуется наличием множественных и хронических моторных и вокальных тиков, которые начинаются в детстве и продолжаются в течение жизни. Синдром имеет генетическую основу и сопровождается СДВГ, ОКР, аутизмом.

Симптомы нервных тиков у детей могут быть разными в зависимости от типа, локализации и сложности:

  1. Мимические затрагивают мышцы лица, такие как глаза, нос, рот, щеки, брови. Часто встречаются нервные тика глаз у ребенка, гримасничание, высовывание языка, сморщивание носа, покусывание губ. Наиболее распространенный нервный тик у ребенка — моргание.
  2. Моторные подергивания затрагивают мышцы тела, голову, шею, плечи, руки, ноги, туловище. Это подергивание, поворачивание, кивание, пожимание плечами, поднимание, опускание, раскачивание рук, ног, приседание, подпрыгивание, вздрагивание.
  3. Вокальные затрагивают гортань, голосовые связки, язык, губы. Наиболее часто встречаются покашливание, сопение, фырканье, шипение, свист, хрип, храп, вскрикивание, произношение одних и тех же звуков, слов, фраз.
  4. Сенсорные вызываются ощущением дискомфорта, зуда, жжения, покалывания или давления в определенной части тела. Это почесывание, щипание, удары, трение.

Временные спазмы длятся до года, хронические сопровождают ребенка длительное время и продолжаются у взрослых. Синдром Туретта, который характеризуется наличием множественных и хронических моторных и вокальных тиков, которые сохраняются на всю жизнь.

Помощь в лечении и реабилитации зависимостей
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных
  1. Психологические проблемы: заболевание негативно влияет на самооценку, настроение, уверенность и социальное взаимодействие. Дети сталкиваются с непониманием, изоляцией, насмешками, дискриминацией, травлей, буллингом со стороны сверстников, родителей, учителей. Это приводит к развитию тревожности, депрессии, фобий, агрессии, саморазрушения и суицидальных мыслей.
  2. Трудности с обучением: патологическое состояние мешает концентрироваться, запоминать, организовывать, сосредотачиваться, планировать и выполнять учебные задания. Дети плохо учатся, пропускают занятия, отстают от одноклассников, теряют интерес к учебе.
  3. Физические проблемы: заболевание причиняет физический дискомфорт, боль, вызывает усталость, истощение и травмы. Дети травмируют кожу, волосы, ногти, зубы, глаза, горло и другие части тела из-за постоянных сокращений мышц. Они испытывают головные боли, бессонницу, имеют нарушения пищеварения, аллергии и другие соматические расстройства.
  4. Медикаментозные побочные эффекты: заболевание лечат препаратами, которое могут вызывать нежелательные реакции. Врачи назначают стимуляторы, антидепрессанты, антипсихотики, антиконвульсанты. Лекарства усиливают аппетит, что приводит к набору веса, вызывают сонливость, раздражительность, нарушения сердечного ритма, аллергические реакции.

Для определения заболевания врачи используют различные методы диагностики, позволяющие выявить причины, виды, тяжесть и сопутствующие расстройства:

  1. Неврологический осмотр — основной метод диагностики, включающий сбор анамнеза, оценку неврологического статуса, проверку рефлексов, координации, мышечной силы и тонуса, чувствительности.
  2. Анализы крови — дополнительный метод диагностики, позволяющий исключить или подтвердить наличие инфекционных, иммунных, эндокринных, метаболических или генетических факторов, которые могут вызывать или усугублять проблему.
  3. УЗИ, МРТ, КТ — инструментальные методы диагностики, позволяющие визуализировать структуру и функцию мозга и его отдельных областей, которые могут быть повреждены или нарушены. Методы также помогают исключить другие заболевания, подходящие под симптоматику тиков (опухоль, кровоизлияние, инсульт, дистония).
  4. ЭЭГ и длительный ЭЭГ-видеомониторинг — электрофизиологические методы диагностики, позволяющие измерить электрическую активность мозга и выявить нарушения, которые могут быть связаны с патологией. Эти методы помогают отличить подергивания от эпилептических припадков, имеющих похожие проявления.
  5. Рентген головного мозга — редко используемый метод, но позволяющий обнаружить наличие кальцинатов, кист, аневризм или других аномалий в мозге, которые могут быть причиной заболевания.

Психологическое тестирование позволяет оценить психическое состояние, настроение, личностные черты, интеллект, память, внимание, обучаемость и другие психические функции. Метод также помогает выявить наличие сопутствующих психических расстройств: СДВГ, ОКР, аутизм, депрессия, тревога.

Лечение нервных тиков у детей проводится комплексно и индивидуально, с учетом причин, видов, тяжести и сопутствующих расстройств:

  1. Медикаментозная терапия включает применение препаратов, влияющих на химический баланс в мозге, способствующих уменьшение частоту и интенсивность тиков. К таким препаратам относятся стимуляторы, антидепрессанты, антипсихотики, антиконвульсанты. Лечение назначает и контролирует врач, так как она может иметь побочные эффекты и противопоказания.
  2. Психотерапия включает работу с психологом или психотерапевтом, которые помогает ребенку понять и принять особенности своего организма, справиться с эмоциями, стрессом, тревогой, научиться релаксации, самоконтролю и социальным навыкам. Психотерапия бывает семейной, индивидуальной, групповой, поведенческой, когнитивной или игровой.
  3. Психокоррекция включает в себя обучение ребенка специальным техникам, которые помогут ему управлять тиками, заменять их на менее заметные или более приемлемые, или подавлять их в определенных ситуациях. Психокоррекция проводится под контролем специалиста или самостоятельно.
  4. Обучение родителей включает в себя консультирование по вопросам, связанным с тиками. Это причины, симптомы, диагностика, лечение, профилактика, поддержка, сотрудничество с учителями и врачами. Обучение помогает понять и принять своего ребенка, создать благоприятную атмосферу в семье, предотвратить конфликты, наказания, критику, насмешки, усилить позитивное подкрепление, мотивацию, самоуважение и саморазвитие.
  5. Изменение образа жизни включает коррекцию режима дня, питания, сна, физической активности, хобби, увлечений, отдыха, общения ребенка. Это помогает улучшить физическое и психическое состояние ребенка, снизить стресс, укрепить иммунитет, повысить настроение, энергию, мотивацию, творчество и самореализацию ребенка.

мама с сыном и врачПрогноз выздоровления зависит от причины, вида, тяжести, сопутствующих расстройств и методов лечения. В целом, прогноз благоприятный, так как в большинстве случаев состояние является временными и угасает самостоятельно или с помощью лечения в течение нескольких месяцев или лет. Однако некоторые дети имеют хронические или прогрессирующие спазмы, сохраняющиеся в течение всей жизни и требующие постоянного медицинского контроля. Если заболевание связано с другими психическими или неврологическими расстройствами (синдром Туретта, СДВГ, ОКР, аутизм), то прогноз, к сожалению, неутешительный.

Для улучшения прогноза необходимо предпринимать профилактические меры:

  1. Соблюдение режима дня, питания, сна и отдыха. Для нормального развития и функционирования ЦНС и мозга важно обеспечить ребенку достаточный сон, здоровое питание, регулярную физическую активность, умеренное увлечение компьютерными играми и гаджетами, в качестве альтернативы предложить интересные и полезные хобби.
  2. Поддержание психологического комфорта и безопасности. Для предотвращения и снижения стресса, тревожности, страхов, конфликтов и других негативных эмоций важно создать благоприятную атмосферу в семье и школе, проявлять внимание, любовь, понимание и поддержку ребенку, обсуждать с ним все возникающие проблемы, помогать справляться с трудностями, учить релаксации, самоконтролю и социальным навыкам.
  3. Лечение сопутствующих заболеваний и расстройств. Для устранения или уменьшения вторичных тиков, которые являются симптомом или следствием инфекций, травм, психических болезней, генетических патологий, важно своевременно обращаться к врачу, проходить диагностику, определять причины и виды патологии, выбрать оптимальный метод лечения.

Это серьезная проблема, которая требует внимания и профилактики. Не стоит игнорировать или недооценивать ее. Профилактика должна быть комплексной и индивидуальной.

Неврологи Ольга Буденко ©: «Заболеванию чаще всего подвержены мальчики, чем девочки. Подергивания начинаются в возрасте семи лет на фоне стресса, когда дети идут в школу и у них меняет жизнь. Чаще всего они касаются лица, то есть мимической мускулатуры, круговой мышцы рта, круговых мышц глаз. Это зажмуривание, подергивание век, нахмуривание бровей, опускание уголков рта, надувание крыльев носа. Есть еще вокальные, когда ребенок покашливает, хмыкает, хрюкает. Первое, что нужно сделать — поменять график, отказаться на время от кружков, гаджетов, компьютерных игр. Если не помогает, значит нужно обратиться к специалисту».

  1. Болезни нервной системы / Под редакцией Н. Н. Яхно, Д. Р. Штульмана, П. В. Мельничука. — М.: «Медицина», 1995.
  2. Зыков В.П. Тики детского возраста. — М.: Антидор, 2002. — ISBN: 5-93751-018-6. — 176 с.
  3. Неврология: национальное руководство / Под ред. Е. И. Гусева, А. Н. Коновалова, В. И. Скворцовой, А. Б. Гехт. — М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2010. — С. 85. — 1040 с. — (Серия «Национальные руководства»). — ISBN 978-5-9704-1714-0.
  4. Kim D. D., Barr A. M., Chung Y., Yuen JWY, Etminan M., Carleton B. C., White R. F., Honer W. G., Procyshyn R. M. Antipsychotic-Associated Symptoms of Tourette Syndrome: A Systematic Review. (англ.) // CNS Drugs. — 2018. — October (vol. 32, no. 10). — P. 917—938. — doi:10.1007/s40263-018-0559-8.
  5. https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.ec60a49b-6571b2b1-091e10aa-74722d776562/https/www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC8521086/
Услуга
Стоимость
Консультация психолога
4000 р.
Консультация психиатра
4000 р.
Экспертное консультирование
6000 р.
Курс психотерапии (10 сеансов)
20 000 р.
Лечение нервны тиков у детей
от 3000 р.
Популярные вопросы
Как вылечить нервный тик у ребенка?
Лечение должно быть комплексным и индивидуальным, учитывать причины, виды, тяжесть и сопутствующие расстройства. Среди наиболее эффективных методов лечения выделяют медикаментозную терапию, психотерапию, психокоррекцию, обучение родителей и изменение образа жизни ребенка. Медикаментозная терапия включает в себя применение препаратов, которые влияют на химический баланс в мозге, уменьшая частоту и интенсивность тиков. Психотерапия помогает ребенку понять и принять свои особенности, справиться с эмоциями, стрессом, тревогой, научиться релаксации, самоконтролю и социальным навыкам. Психокоррекция обучает ребенка специальным техникам, которые помогают ему управлять своими тиками, заменять их на менее заметные или более приемлемые, или подавлять их в определенных ситуациях. Консультирование родителей по причинам, симптомам, диагностике, лечении, профилактике, поддержке, сотрудничестве с учителями и врачами. Изменение образа жизни корректирует режим дня, питания, сна, физической активности, хобби, увлечений, отдыха, общения ребенка.
Какие психологические факторы могут способствовать развитию нервного тика у детей?

Состояние вызывают разные психологические факторы:

  • психоэмоциональное возбуждение, острая травма или постоянный психологический дискомфорт в семье, школе или обществе;
  • стресс, тревога, страх, конфликты, негативные эмоции, низкая самооценка, неприятие себя или окружающих;
  • повышенные требования, постоянный контроль, критика, наказания, насмешки, дискриминация, буллинг со стороны родителей, учителей или сверстников;
  • смерть, развод, болезнь или уход близкого или значимого человека, потеря поддержки, безопасности или стабильности;
  • нехватка внимания, любви, понимания, поддержки, общения, игры, творчества, самореализации;
  • нарушение режима дня, питания, сна, отдыха, переутомление, хронический недосып, избыток или недостаток физической активности;
  • увлечение гаджетами, компьютерными играми, социальными сетями, которые перегружают ЦНС, снижают концентрацию, внимание, память, мешают реальному общению и развитию;
  • неврозы, депрессии, синдром дефицита внимания, аутизм, психические расстройства, которые нарушают психическое состояние, настроение, личностные черты, интеллект, память, внимание, обучаемость и другие психические функции;
  • приобретенные рефлексы, привычки, подражания, которые закрепляются в поведении и трудно контролируются;
  • наследственная склонность, генетическая предрасположенность, синдром Туретта.
Что такое нервный тик, и почему он возникает у детей?
Это непроизвольное, быстрое, повторяющееся и неритмичное сокращение мышц, которое проявляется в виде мимических, моторных, вокальных действий. Например, моргание, подергивание, покашливание, свист. Состояние вызывают разные причины: генетика, стресс, травма, инфекция, психическое расстройство. Диагноз ставят с помощью наблюдения, анамнеза, психологического тестирования и нейрофизиологических исследований.
Чем опасен нервный тик?

Он может быть симптомом или следствием некоторых заболеваний мозга или ЦНС, таких как инфекции, травмы, опухоли, кисты, энцефалит, менингит, болезнь Хантингтона, аутизм, шизофрения. которые требуют своевременной диагностики и лечения.

Состояние может привести к психологическим проблемам: низкая самооценка, депрессия, тревога, фобии, агрессия, саморазрушение, суицидальные мысли, изоляция, насмешки, буллинг, дискриминация.

Подергивания причиняют физический дискомфорт, боль, усталость, истощение и травмы, так как ребенок часто повреждает кожу, волосы, ногти, зубы, глаза, и другие части тела из-за постоянных сокращений мышц. Он также может испытывать головные боли, бессонницу, нарушения пищеварения.

Отзывы о центре Екатерины Шуровой
5 60
картинка курса
«Время перемен»
Новые навыки построения отношений с зависимым
За 10 занятий измените жизнь к лучшему
картинка курса
Данный курс подойдет людям, чьи близкие оказались во власти зависимости. Семьям, ищущим решение в борьбе с зависимостью. Тем, кто хочет изменить свою жизнь к лучшему.
иконка модалок
закрыть
Заказать звонок
Позвонить