Синдром Аспергера – это общее нарушение психического развития. Главной особенностью заболевания являются серьезные трудности во взаимодействии с окружающими людьми. У детей и взрослых с заболеванием возникают проблемы с ассоциативным мышлением и пониманием социальных действий.
В отличие от аутизма, при синдроме Аспергера человек намного проще функционирует в обществе, у него нет выраженных трудностей с речью и обучаемостью. Дети с этим нарушением обычно преуспевают в занятиях, связанных с детальным изучением (например, в рисовании).
Причины формирования
Конкретные причины появления заболевания у женщин, мужчин и детей не определены. Считается, что развитие заболевания обусловлено генетической предрасположенностью и воздействием разных внешних факторов на внутриутробное развитие (например, лекарственной интоксикации).
Еще одной причиной формирования являются черепно-мозговые травмы, которые могли быть получены во время родов или в раннем возрасте. Предполагается, что тяжелые травмы оказали влияние на клетки головного мозга, отвечающие за эмоциональный отклик, коммуникабельность и др.
Как определить синдром? 10 признаков
Первое, что указывает на наличие синдрома Аспергера – это сложности с социальной коммуникацией. И детям, и взрослым трудно выражать себя в социальном и эмоциональном плане. Они тяжело понимают, когда нужно начинать и завершать беседу, что означают шутки и сарказм. Часто у них возникают проблемы с пониманием жестов, выражений лица или тона голоса.
10 симптомов заболевания у детей и взрослых:
- Неразвитые коммуникативные навыки.
- Отказ (нежелание) идти на контакт.
- Непонимание невербальных сигналов (например, мимических).
- Отсутствие воображения.
- Трудности с ассоциативным мышлением.
- Шаблонное, однотипное поведение.
- Узкий круг интересов, возможно наличие «особого» интереса (например, к коллекционированию).
- Развитые интеллектуальные способности.
- Строго последовательные и повторяющиеся действия (например, ребенок с синдромом Аспергера может всегда играть одними и теми же игрушками и всегда в повторяющемся, часто нелогичном порядке).
- Неправильная реакция на социальные взаимодействия.
Взрослые люди и дети с подобной патологией часто создают впечатление бесчувственных. На самом деле они способны понимать эмоции, которые испытывают другие люди, и даже способны им сопереживать, но только в теории. В реальности им очень трудно реализовывать эти знания.