Ваш город: Сумгайыт

ребенок и врачиДебильность — заболевание, связанное со снижением интеллектуальных способностей и нарушением мышления, концентрации внимания, памяти, восприятия, проявления эмоции, воли. Состояние обусловлено приостановкой развития или поражением мозга плода органической природы. Во взрослом возрасте больной не способен абстрактно и логически мыслить, обобщать, ориентироваться в пространстве, контролировать эмоции и поведение, обучаться и адаптироваться в обществе. Это заболевание — самая распространенная форма умственной неполноценности.

Выделяют три степени дебильности с учетом уровня интеллекта, определяемого по шкале IQ:

  • Легкая — самая распространенная форма. Встречается у 75% больных. IQ составляет 65 – 6 9 баллов. Пациенты могут обучаться в специализированных учебных заведениях, выполнять простые трудовые задания, вести самостоятельный быт и общаться с окружающими. Однако у них затруднено абстрактное мышление, обобщение, логика, ориентация, самоконтроль и социальная адаптация.
  • Средняя — более тяжелая форма умственной отсталости. Встречается у 15% всех больных. Согласно классификации дебильности, IQ составляет 60 – 64 балла. Пациенты могут обучаться только в специализированных классах, выполнять простые задания под контролем, нуждаются в постоянной помощи и наблюдении в повседневной жизни и общении. У них сильно снижено мышление, память, внимание, восприятие, эмоции, воля, наблюдаются выраженные проблемы с речью и поведением.
  • Тяжелая — крайняя форма умственной отсталости. Встречается у 10% больных. IQ составляет 50-59 баллов. Пациенты не способны к обучению, труду, самообслуживанию и общению. У них почти отсутствует мышление, память, внимание, восприятие, эмоции, воля, речь. Они полностью зависят от окружающих и нуждаются в постоянном уходе и лечении.

Олигофрения и дебильность — формы умственной отсталости. Олигофрения бывает врожденной или приобретенной, вызывается генетическими нарушениями, инфекциями, травмами, заболеваниями головного мозга. Заболевание проявляется снижением интеллекта, эмоций, воли, речи и поведения.

  • Наследственные факторы: тяжелые генетические синдромы, микроцефалия и другие нарушения развития мозга.
  • Неблагоприятные влияния на плод в период беременности: краснуха или сифилис у беременной, конфликт резус-факторов, кислородное голодание, воздействие алкоголя, наркотиков, препаратов с токсичным действием.
  • Родовая травма, удушение, гидроцефалия и другие повреждения головного мозга при рождении.
  • Инфекционные поражения ЦНС, отравления, травмы, болезни, которые могут навредить развитию мозг в раннем возрасте.
  • Голодание, несбалансированное питание, недостаток сна, стресс и другие факторы, которые могут негативно влиять на развитие мозга и психики.

врач и пациентСимптомы дебильности следующие:

  1. Физическое отставание в развитии. Дети позже начинают сидеть, ходить, говорить, писать и читать по сравнению со сверстниками.
  2. Нарушение абстрактного мышления. Детям не умеют обобщать, логически мыслить, строить причинно-следственные связи, проводить аналогии и сравнения. Их мышление наглядно-образное, конкретное и простое.
  3. Снижение памяти и внимания. Дети плохо запоминают новую информацию, особенно если она не связана с их жизненным опытом, легко отвлекаются на посторонние раздражители и не могут сосредоточиться на одном деле.
  4. Неразвитость речи. Дети имеют бедный словарный запас, нарушения произношения и интонации. Они могут говорить монотонно, повторяться, использовать заимствованные слова и фразы, не понимать смысл сложных высказываний.
  5. Эмоциональная нестабильность. Дети с умственной дебильностью бывают чрезмерно эмоциональными, импульсивными, легко возбудимыми, раздражительными, агрессивными или апатичными. Они испытывают тревогу, страх, вину, стыд, зависть, ревность, гнев, радость, грусть.
  6. Отсутствие природной пытливости и фантазии. Дети не проявляют интереса к новым знаниям, исследованиям, играм, творчеству. Они предпочитают заниматься привычными и простыми делами, не в состоянии придумывать истории, рисовать, делать поделки.
  7. Внушаемость, безынициативность. Дети легко поддаются влиянию окружающих, не могут защитить свои права и интересы, самостоятельно принимать решения и действовать. Они нуждаются в постоянном контроле и поддержке взрослых.

Для диагностики используются методы, помогающие оценить уровень интеллекта и психического развития человека. Среди этих методов выделяют следующие:

  • Психометрия — измерение психических способностей с помощью специальных тестов, шкал и опросников. Например, шкала IQ показывает отношение умственного возраста к хронологическому.
  • Психологические тесты — задания для проверки способности к абстрактному мышлению, обобщению, логике, восприятию, запоминанию, вниманию, речи. Например, в тесте с сюжетными картинками нужно составить историю по последовательности изображений.
  • Эксперименты по классификации изображений — задания, в которых нужно распределить предметы или картинки по определенным категориям или признакам. Например, эксперимент по классификации цветов — отделить красные от синих.

Диагностику проводят врач-психиатром или психолог, которые анализируют результаты тестов и наблюдают за поведением, речью, эмоциями и интересами пациента. Диагноз ставится, если у человека выявляется снижение интеллектуальных способностей и нарушение психических функций, которые не соответствуют возрасту и уровню образования.

Методы лечения дебильности зависят от степени и формы заболевания, индивидуальных особенностей пациента:

  1. Медикаментозная терапия — применение лекарственных препаратов для улучшения работы мозга, снятия психического напряжения, устранения сопутствующих соматических заболеваний: ноотропы, антипсихотики, антидепрессанты, седативы, витамины.
  2. Корригирующая терапия — задействование педагогических, психологических и логопедических методик, направленных на развитие интеллекта, речи, эмоций, воли, поведения и социальных навыков пациента. Это специальные учебные программы, игры, упражнения, тренинги.
  3. Социальная адаптация — создание благоприятных условий для жизни, обучения и труда пациента, поддержка семьи. Больным предоставляются места в специализированных школах, интернатах, центрах, рабочие места, социальные пособия.

Прогнозы на выздоровление пациентов с диагностированным синдромом дебильности или умственной отсталостью зависят от причины, степени и формы заболевания, своевременности и эффективности лечения. К сожалению, заболевание нельзя вылечить полностью, оно сопровождает человека всю жизнь. Однако при правильном лечении дебильности и коррекции можно добиться улучшения качества жизни, повышения уровня интеллекта, развития психических функций, формирования навыков самообслуживания и общения, адаптации к социальной среде. При легкой степени пациенты могут отчасти вести самостоятельный быт, обучаться в специальных школах, осваивать простые рабочие специальности, иметь семью и детей. При средней и тяжелой степени пациенты нуждаются в постоянной помощи и надзоре, не способны к обучению и труду, не могут самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности и общаться с окружающими.

Мнение авторов

«Умственная отсталость и олигофрения — это одно и то же, но олигофрения — это греческое название, введенное в обиход в позапрошлом веке. Умственная отсталость включает в себя социально-педагогическую запущенность, в то время как олигофрения — это недоразвитие, которое трудно изменить. Врожденная умственная отсталость чаще всего формируется за счет патологий в пренатальном периоде: интоксикации, травмы, радиация, вирусные заболевания матери и расстройства, связанные с беременностью. Приобретенная умственная отсталость вызывается из-за наследственных факторов, генетических мутаций или хромосомных нарушений».

Список литературы

  1. World Health Organisation. Manual of the International Statistical Classification of Diseases, Injuries, and Causes of Death (англ.). — Jeneva, 1977. — Vol. 1. — P. 212.
  2. Олигофрении. Классификация // Руководство по психиатрии / Под редакцией Г. В. Морозова. — М.: Медицина, 1988. — Т. 2. — С. 350. — 640 с.
  3. Менделевич В. Д. Психиатрическая пропедевтика: Практическое руководство для врачей и студентов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: ТОО «Техлит»; «Медицина», 1997. — С. 444. — 496 с.
Популярные вопросы
Как улучшить адаптацию при дебилизме?

Адаптация — процесс приспособления человека с легкой степенью умственной отсталости к изменяющимся условиям жизни, обучения и труда. Для улучшения адаптации необходимо проводить комплексное лечение и коррекцию, которые включают следующие меры:

  1. Медикаментозная терапия для улучшения работы мозга, снятия психического напряжения, устранения сопутствующих заболеваний.
  2. Корригирующая терапия, направленная на развитие интеллекта, речи, эмоций, воли, поведения и социальных навыков пациента с помощью специальных учебных программ, игр, упражнений, тренингов.
  3. Социальная адаптация заключается в создании благоприятных условий для жизни, обучения и труда пациента, а также поддержке его семьи и общества.

Адаптация требует индивидуального подхода и длительного сопровождения. При правильном лечении и коррекции можно добиться улучшения качества жизни, повышения уровня интеллекта, развития психических функций, формирования навыков самообслуживания и общения, адаптации к социальной среде.

Влияет ли умственное отклонение на длительность жизни?
На этот вопрос нельзя ответить однозначно, так как умственные отклонения имеют разные причины, степени и формы. Дебильность не является фактором, который напрямую влияет на продолжительность жизни, но может быть связана с другими заболеваниями или нарушениями, которые снижают жизненный потенциал человека. Например, синдромы Дауна или Фрагиля X, могут вызывать умственную отсталость и повышать риск развития сердечно-сосудистых, эндокринных, иммунных или онкологических заболеваний. Умственная отсталость развивается в результате врожденных или приобретенных поражений головного мозга: аноксия, инфекции, травмы, интоксикации, негативно сказывающихся на состоянии здоровья. Кроме того, умственно отсталые люди испытывают трудности с самообслуживанием, обучением, социализацией, адаптацией к изменениям, что приводит к стрессу, депрессии, изоляции, низкому качеству жизни. Поэтому важно оказывать медицинскую, психологическую и социальную поддержку, обучать навыкам, которые помогут им лучше интегрироваться в общество.
Отзывы о центре Екатерины Шуровой
5 60
Получите консультацию специалиста по подбору лечения
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных
Врач руки в боки
Наши врачи всегда готовы вам помочь
У нас много направлений, которые подойдут конкретно под ваши требования
ТЕЛЕФОН
АДРЕС
Азербайджан, Сумгаит, улица Гейдара Алиева, 9
РЕЖИМ РАБОТЫ
ПН-ВС, круглосуточно