Общие сведения
Самоповреждающее поведение или «селфхарм», представляет собой действия, при которых человек наносит повреждения самому себе без суицидальных намерений. Термин«селфхарм» происходит от англ. «self harm» — самоповреждение.
Люди могут причинять себе вред по многим причинам. Одним это приносит облегчение. Другим физическая боль напоминает, что они живы.
Селфхарм может проявляться в виде порезов, укусов, ударов, опрокидывания предметов на себя, ожогов и других телесных увечий. Он может возникать как реакция на физическую или эмоциональную боль.
Самоповреждающее поведение подростков уникально, поскольку в этот жизненный период начинается изменение фигуры, возникает множество душевных и социальных тревог. Важно обозначить, что причина шрамов на предплечьях и запястьях — не всегда желание совершить суицид. Дети могут резать себя из-за проблем в школе или колледже. Подростки сталкиваются с трудностями с самоидентификацией, стрессом в школе, сложностями во взаимоотношениях с друзьями или семьей. Большинство подростков занимается селфхармом, чтобы справиться с резко нахлынувшими эмоциями.
Причины
Самоповреждающее поведение может иметь разнообразные клинические мотивы. Это:
- Психические расстройства. Люди, страдающие от психических расстройств, таких как шизофрения, тревожное расстройство, биполярное расстройство, тревожное расстройство личности и реактивный психоз, могут практиковать самоповреждение в качестве способа справиться с эмоциональными трудностями.
- Аутоагрессия в попытке облегчить эмоциональную боль. Пациенты могут использовать самоповреждающее поведение как способ облегчить эмоциональную боль, которую они испытывают. Нанесение себе физического вреда может временно снижать душевную боль и создавать ощущение контроля над эмоциями.
- Травматические события. Люди, пережившие травматические события, такие как сексуальное или физическое насилие, могут практиковать самоповреждение в результате попыток справиться с травмой, дабы контролировать эмоции или выразить свою внутреннюю боль.
- Социальное окружение. Подростки, окруженные сверстниками, проявляющими аутоагрессию, могут повторять их действия в попытке приспособиться или ради достижения признания.
- Снижение тревожности и переживаний. Больные могут ощущать снижение тревоги и переживаний после акта селфхарма. Это может стать причиной, по которой они продолжают практиковать такое поведение.
Патогенез
Патогенез самоповреждающего поведения представляет собой сложное взаимодействие нейрохимических, нейроанатомических, психологических и социальных факторов. Однако существуют моменты, которые могут играть роль в возникновении этого поведения.
Одна из гипотез связывает самоповреждающее поведение с дисрегуляцией нейрохимических систем в организме. Исследования показывают связь между самоповреждающим поведением и изменениями в системе выработки серотонина — нейромодулятора, отвечающего за регуляцию настроения и эмоций. Сниженные уровни серотонина часто связаны с повышенной восприимчивостью к физической и эмоциональной боли, что может способствовать самоповреждающему поведению.
Нарушения в областях головного мозга, ответственных за обработку боли и эмоций, могут стать причиной селфхарма. Наличие аномалий в префронтальной коре и лимбической системе снижает способность человека регулировать эмоции и справляться со стрессом.
Для многих подростков аутоагрессия выполняет роль манипуляции. Отношения в семье или между сверстниками служат причиной того, что селфхарм становится способом установления контроля или продолжения общения.
Самоповреждающее поведение связано с определенными когнитивными факторами — наличием отрицательных мыслей, чувством неполноценности или негативной самооценкой. Эти мысли могут способствовать появлению эмоционального дискомфорта и побуждать к самоповреждению в качестве способа справиться с негативными переживаниями.
Виды самоповреждающего поведения
Не все виды селфхарма выглядят одинаково. Чаще всего в практике психиатров встречаются порезы тела ножом или другим острым предметом. Подростки режутся в качестве своеобразного ритуала, оставляющего узоры на коже. Больные могут вырезать слова или символы на коже. Но есть и другие виды аутоагрессии:
- Царапать, кусать или жечь (часто сигаретами) кожу.
- Бить себя по телу.
- Прокалывать кожу острыми предметами.
- Выдергивать волосы с головы или тела.
- Вставлять острые предметы в тело.
- Тренироваться до изнеможения с физической болью или травмой.
- Вступать в драки, где можно пострадать.
- Ударяться головой или телом о стены и твердые предметы.
- Практиковать садомазохистические виды секса или испытывать удовольствие от тяжелого околосексуального насилия.
Симптомы
Есть несколько распространенных признаков, на которые стоит обратить внимание:
- Необъяснимые травмы. У пациента есть травмы или раны, которые трудно объяснить естественными причинами: порезы, укусы, синяки, ожоги и другие повреждения на теле или голове.
- Необычное поведение при стрессе. Выясняется, что пациенты могут реагировать на стресс или эмоциональное напряжение с помощью нанесения себе вреда после конфликта или травматического события.
- Скрытность. Пациенты могут носить одежду, скрывающую следы повреждений, или прикрывать увечья рукавами одежды, аксессуарами.
- Повышенный интерес к ранам. Пациенты могут проявлять видимый интерес к теме повреждений.
- Изменения настроения и эмоциональное напряжение. Самоповреждающее поведение часто связано с эмоциональными проблемами и психическим состоянием. Часто встречается тревога, депрессия или чувство беспомощности.
Диагностика и осложнения
Диагностика включает оценку различных аспектов, которые помогают определить наличие и характер данного поведения. Основные методы диагностики включают:
- Клинический разговор и анамнез. Психиатр или психотерапевт проводит беседу с пациентом, чтобы узнать о симптомах, частоте и форме селфхарма, а также о возможных причинах и особенностях данного поведения. Имеет значение длительность проявлений и их связь с другими психическими состояниями.
- Оценка психического состояния. Психиатр оценивает психическое состояние пациента, включая тревогу, депрессию, нарушения настроения и другие ментальные расстройства, связанные с аутоагрессией.
- Исследование факторов риска. Проводится анализ факторов риска, таких как предшествующие травмы, наличие психических расстройств, сексуальное или физическое насилие, семейные и социальные взаимоотношения. Это необходимо, чтобы понять, какие факторы могли спровоцировать развитие аутоагрессии.
- Количественная оценка. Врач может использовать определенные шкалы и опросники для подтверждения диагноза.
Коррекция самоповреждающего поведения
Коррекция самоповреждающего поведения — важная составляющая терапии. Она направлена на снижение частоты и интенсивности аутоагрессивных действий, обучение здоровым альтернативным способам регуляции эмоций и стресса. Коррекция включает следующие подходы:
Психотерапия
-
Когнитивно-поведенческая терапия. КПТ помогает пациентам осознать негативные убеждения и установить связь между ними и селфхармом. Работа с базируется на теории, что наши мысли (когнитивные процессы) влияют на эмоции и поведение. Часто искаженные мысли могут приводить к негативным эмоциям. В рамках КПТ клиенты учатся осознавать и переоценивать этот момент, разрабатывать более адаптивные мыслительные схемы и развивать навыки эффективного поведения.
Во время терапии клиенты изучают когнитивные убеждения и выявляют искажения — например, черно-белое мышление или чрезмерную самокритику. Затем они учатся заменять негатив более реалистичными и позитивными убеждениями. Клиенты также могут проводить поведенческие эксперименты, чтобы получить новый опыт, который помогает изменить внутренние установки и убеждения.
Этот вид терапии активно используется для работы с широким спектром психических проблем, включая депрессию, тревожные расстройства, панические атаки, фобии, посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), РПП, зависимости и другие. КПТ также широко применяется в работе с детьми, подростками и семьями.
-
Диалектическая поведенческая терапия. ДПТ ориентирована на людей, страдающих от эмоциональной нестабильности — это форма психотерапии, разработанная Маршаллом Барнсом для лечения клиентов с пограничным, антисоциальным, параноидальным и другими расстройствами личности. ДПТ основана на концепции диалектики, подразумевающей взаимодействие противоположностей и поиск баланса.
-
Интерперсональная терапия (ИПТ). ИПТ фокусируется на проблемах взаимоотношений и помогает пациентам развивать более здоровые стратегии коммуникации и решения конфликтов, которые могут способствовать аутоагрессии.
Она ориентирована на межличностные отношения и контролирует их влияние на психологическое благополучие. Терапия основана на предположении, что проблемы клиента часто возникают из-за межличностных недопониманий. Взаимодействие с окружающими людьми может вызывать стресс, конфликты, неудовлетворенность и другие психологические проблемы. ИПТ помогает клиентам понять эти проблемы и разработать стратегии для их решения.
В ИПТ акцент делается на исследовании роли клиента в отношениях с другими людьми. Терапевт помогает понять, как поведение, ожидания и межличностные убеждения могут влиять на самовосприятие. Работа включает разрешение межличностных конфликтов, обработку травматических ситуаций и развитие навыков эмоциональной саморегуляции.
Медикаментозное лечение
Иногда для управления симптомами, связанными с самоповреждающим поведением, может потребоваться медикаментозное лечение. Психиатр назначает антидепрессанты, стабилизаторы настроения или антипсихотики для снижения тревожности и контроля импульсивности.
Социальная поддержка
Родители, педагоги и близкие люди играют важную роль в поддержке пациентов с селфхармом. Им может потребоваться консультация специалиста, чтобы разобраться в проблеме и научиться эффективным стратегиям поведения. Психиатры также могут проводить групповые сессии, где пациенты делятся опытом.
Профилактика
Профилактика требует комплексного подхода. Она направлена на предотвращение аутоагрессии и включает:
-
Информирование. Образовательные программы и информационные кампании помогают подросткам, родителям и педагогам понять эту патологию, узнать о возможных причинах и методах профилактики, научиться навыкам эмоциональной регуляции и управления стрессом.
-
Безопасная среда. Важно создать безопасную и поддерживающую среду для обсуждения проблемы. Мероприятие может включать обучение педагогов, родителей и сверстников правильным методам общения, эмоциональной поддержки и преодоления конфликтов.
-
Раннее выявление и обращение за помощью. Частые предвестники самоповреждающего поведения — ухудшение настроения и социальная изоляция.
-
Здоровый образ жизни. Спорт, физическая активность, хорошее питание и достаточный отдых способствуют физическому и эмоциональному благополучию, что может снизить риск развития самоповреждающего поведения.
-
Специализированные программы и групповая терапия. Групповые терапевтические программы полезны для обмена опытом, поддержки и развития навыков управления стрессом.
Мнение эксперта
Самоповреждающее поведение — это серьезная проблема, особенно часто встречающаяся у подростков. Оно может быть выражением эмоционального стресса и попыткой облегчить психологическую боль. Важно понимать, что это не просто «каприз» или «причуда», а серьезный сигнал о том, что у подростка возникли трудности, с которыми он не может справиться.
В клинической практике применяются различные методы лечения аутоагрессии, включая психотерапию, психообразование и, в некоторых случаях, медикаментозное лечение. Важно создать безопасную и поддерживающую среду, где подросток может разделить свои чувства и получить необходимую помощь.
Поддержка семьи и близких также играет важную роль в процессе восстановления. Мы должны слушать, понимать и предлагать ресурсы, чтобы помочь подросткам пережить эмоциональные трудности и научиться здоровым способам справляться с ними.
Список литературы
- Nock, M. K. (2010). Self-injury.
- Klonsky, E. D. (2011). Non-suicidal self-injury in United States adults: prevalence, sociodemographics, topography, and functions.
- Whitlock, J. L., et al. (2006). Non-suicidal self-injury as a gateway to suicide in young adults.
- Laye-Gindhu, A., & Schonert-Reichl, K. A. (2005). Nonsuicidal self-harm among community adolescents: understanding the “whats” and “whys” of self-harm.
- Glenn, C. R., & Klonsky, E. D. (2013). One-year test-retest reliability of the Inventory of Statements About Self-Injury (ISAS).
- Nock, M. K., et al. (2006). Self-Injurious Thoughts and Behaviors Interview: development, reliability, and validity in an adolescent sample.
- Victor, S. E., & Klonsky, E. D. (2014). Correlates of suicide attempts among self-injurers: a meta-analysis.
- Klonsky, E. D., & Muehlenkamp, J. J. (2007). Self-injury: a research review for the practitioner.