Причины
Задержка психического развития у детей — сложная проблема с множеством причин.
- Генетика. Это может быть синдром Дауна или синдром ломкой Х-хромосомы.
- Условия во время беременности и родов. Инфекции или плохое питание матери, заболевания щитовидной железы, диабет у беременной женщины влияют на развитие мозга ребенка. Роды могут быть тяжелым или проходить с осложнениями, что также приводит к задержке развития.
- Проблемы неонатального периода, заболевания сердца и инфекции, полученные в новорожденном возрасте.
- Неподходящие условия жизни, например, недостаточное взаимодействие родителей с новорожденным, отсутствие стимуляции интеллектуальных потребностей ребенка, стресс в семье.
- Воздействие токсических веществ, таких как свинец.
Существуют и другие потенциальные причины задержки психического развития у детей, и в некоторых случаях причина может оставаться неизвестной. Иногда врачи используют термин «идиопатическая ЗПР» для обозначения случаев, когда причина не установлена.
Российский психиатр К. С. Лебединская выделила четыре вида болезни:
- Задержка психического развития конституционального происхождения. Даже незначительные факторы, такие как внутриутробные нарушения питания, могут привести к замедлению созревания мозговых структур.
- Задержка психического развития соматогенного происхождения. Результат заболеваний, перенесенных в раннем детстве. К ним относятся хронические инфекции, аллергии, дистрофия и другие. Эти заболевания снижают психическую активность ребенка.
- Задержка психического развития психогенного происхождения. Дети с этим диагнозом обычно физически здоровы, но их психическое развитие замедлено из-за неблагоприятных условий воспитания.
- Задержка психического развития церебрально-органического происхождения. Связана с грубыми нарушениями созревания мозга, в том числе недоразвитием коры больших полушарий головного мозга. Причинами могут быть различные факторы, включая патологию беременности, тяжелый токсикоз, грипп, гепатит, алкоголизм родителей, родовые травмы, недоношенность, а также тяжелые инфекционные заболевания в первый год жизни.
Из-за каких физических состояний возникает ЗПР:
- эпилепсия и эпилептические энцефалопатии,
- гидроцефалия,
- краниостенозы,
- новообразования головного мозга,
- пороки развития головного мозга — дисгенезии мозолистого тела, голопрозэнцефалия, арахноидальные кисты,
- фенилкетонурия, гистидинемия, гомоцистинурия,
- митохондриальные заболевания,
- синдром Дауна, фрагильная Х-хромосома,
- нейрокожные синдромы — нейрофиброматоз, туберозный склероз, энцефалотригеминальный ангиоматоз, врожденные эндокринные заболевания,
- аутистические расстройства — синдром Канера, Аспергера, Ретта,
- болезни сердца, почек,
- снижение зрительной и слуховой функции.
Классификация
В медицинской литературе ЗПР классифицируют:
- По степени тяжести. ЗПР бывает легкой, умеренной, тяжелой и глубокой. Степень определяется профессионалами с использованием специализированных инструментов и оценок.
- Типу затронутых областей развития. Это могут быть задержки в физическом развитии, развитии речи и языка, социально-эмоциональном, когнитивном или адаптивном.
- Времени начала. Они бывают врожденными — начинающимися до или во время рождения — или приобретенными — начинающимися после рождения.
- Причинам. Это может быть генетическое расстройство, воздействие во время беременности или рождения, заболевания после рождения или условия окружающей среды.
Характеристика детей с ЗПР
У некоторых детей с ЗПР есть трудности с обучением. Они усваивают знания медленнее сверстников, им трудно понимать сложные задания.
Дети с ЗПР испытывают проблемы с коммуникацией. Их речь непонятна, они сами плохо понимают, что говорят другие. Им сложно выражать мысли и чувства.
Наблюдаются проблемы с физическим развитием. Дети неуклюжи или медленны, у них трудности с координацией, или мало силы и выносливости.
Часть пациентов сталкивается с проблемами в социальном и эмоциональном развитии. У них трудности с налаживанием дружбы, пониманием эмоций других или управлением чувствами и поведением.
Но в то же время у дети с ЗПР есть способности. Они могут быть творческими, трудолюбивыми и настойчивыми. Они могут наслаждаться музыкой, искусством, спортом или другими видами деятельности. Они любознательны и находят вдохновение в отношении новых вещей.
Интеллектуальная сфера
Дети с ЗПР часто испытывают трудности в обучении. Однако это не значит, что они не способны учиться. Они просто учатся иначе. Многие из них обладают впечатляющими способностями к восприятию, и их способность запоминать и вспоминать информацию может быть даже сильнее, чем у детей без ЗПР.
Второе важное свойство интеллекта детей с ЗПР — это их эмоциональное и социальное понимание. Дети с ЗПР испытывают трудности в понимании эмоций других, управлении своими и социальной адаптации. Но с подходящей поддержкой и обучением они развивают эти навыки и становятся более эмоционально и социально компетентными.
Третье свойство интеллекта детей с ЗПР — их способность к фантазированию. Они отличаются оригинальным мышлением и способностью находить необычные решения проблем.
Интеллект детей с ЗПР столь же сложен и разнообразен, как и у любого другого ребенка.
Речевой статус
В основе речевых проблем у людей с ЗПР лежат трудности с формулированием мыслей и использованием слов. Эти проблемы проявляются в непонимании языка, проблемах с формированием предложений и произношением.
Некоторые испытывают трудности в понимании сложных предложений, они не воспринимают абстрактные понятия и нюансы языка: иронию и сарказм.
Проблемы с формированием предложений также характерны для людей с ЗПР. У них сложности с грамматикой, лексиконом и структурой предложений. В результате их речь может быть неполной или неправильно построенной.
Бывают проблемы с произношением: трудности с артикуляцией, ритмом и тоном. Наконец, у людей с ЗПР возникают проблемы с использованием языка для коммуникации. Им сложно поддерживать беседу, понимать социальные правила.
Эмоциональная сфера
Дети с ЗПР испытывают более интенсивные эмоции, чем сверстники. Гнев, радость, грусть и страх возникают быстро и остро. Из-за отсутствия саморегуляци эти эмоции сложно контролировать.
Дети с ЗПР способны к эмпатии. Однако у них бывают трудности с пониманием эмоций других или выражением собственных. При этом уровень тревожности у них зачастую выше. Они испытывают страх перед новыми ситуациями или изменениями в обычном распорядке дня.
Некоторые дети страдают от нарушений настроения — депрессии. Это проявляется в виде повышенной утомляемости, потери интереса к активностям или постоянных негативных мыслей.
В то же время юные пациенты с ЗПР могут быть любящими, добрыми и сопереживающими.
Диагностика
Первый этап — сбор анамнеза. Врачи общаются с родителями и узнают больше о задержке психического развития, симптомах, продолжительности и интенсивности.
Следующим шагом становится наблюдение за ребенком. Это помогает врачам увидеть проявления ЗПР в естественной для малыша среде. Затем проводят психологическое тестирование, чтобы оценить уровень интеллектуального развития, навыки общения и социального взаимодействия. Также используют МРТ, чтобы изучить структуру мозга.
В процессе диагностики используют и другие инструменты, например, наблюдение за поведением ребенка в классе или в детском саду.
Задержка психического развития. Коррекция
В лечении задержки психического развития коррекция эффективна, если назначена сразу после диагностики проблемы. Здесь необходима работа специалистов: психологов, психиатров, неврологов.
Эффективные методики:
- Коррекционная педагогика. Педагоги-психологи, логопеды, дефектологи проводят индивидуальные и групповые занятия, помогают развивать навыки общения, обучения, самообслуживания.
- Медикаментозная терапия — необходима для устранения или уменьшения проявлений заболевания. От врачей требуется точность и постоянный контроль.
Также ребенок обучается социальным навыкам и адаптации в обществе. Родители — ключевые фигуры в процессе коррекции ЗПР. Психологи и социальные работники помогают им понять особенности ребенка, учат методам взаимодействия и обучения.
Все перечисленные аспекты работают вместе, создавая комплексный подход к коррекции ЗПР. Он помогает детям максимально реализовать потенциал и влиться в общество.
Прогноз и профилактика
При ранней диагностике и коррекции дети добиваются значительного прогресса. Навыки общения, учебы и самообслуживания улучшаются. Дети приспосабливаются к самостоятельной жизни в обществе.
Без подходящей коррекции пациенты сталкиваются с большими трудностями. Их уровень самообслуживания остается низким. Общение и обучение становятся проблематичными.
Профилактика расстройства:
- Здоровое питание беременных женщин. Особенно важны фолиевая кислота и другие витамины.
- Отказ от курения и алкоголя во время беременности. Эти вещества наносят вред мозгу плода.
- Регулярные пренатальные визиты к врачу. Мониторинг здоровья матери и плода помогает выявить и предотвратить проблемы на ранних стадиях.
- Вакцинация. Защита от опасных инфекций предотвращает многие причины ЗПР.
- Здоровый образ жизни матери. Физическая активность и умеренное питание способствуют правильному развитию плода.
- Бережное отношение к ребенку. Избегайте травм, которые могут повредить мозг.
- Совместные занятия. Повышение активности ребенка, обучение и игра помогают развитию мозга.
- Уважение к режиму сна ребенка. Правильный сон способствует развитию мозга.
- Регулярные визиты к педиатру. Врачи отслеживают развитие ребенка и вовремя обнаруживают признаки ЗПР.
- Здоровый семейный климат. Любовь, поддержка и позитивные эмоции способствуют здоровому развитию ребенка.
Осложнения
- Проблемы с обучением. ЗПР часто связан с трудностями в усвоении информации и навыков.
- Поведенческие проблемы. Дети испытывают эмоциональные проблемы и проблемы с дисциплиной.
- Сложности с общением. Речевые задержки и проблемы с социальными навыками являются обычными для ЗПР.
- Проблемы со здоровьем. ЗПР иногда сопровождается другими заболеваниями, включая проблемы с пищеварением, сердечно-сосудистой системой и дыхательной.
- Трудности в социальной адаптации. Люди с ЗПР испытывают проблемы во взаимодействии с другими.
- Семейные проблемы. ЗПР вызывает стресс у родителей, приводя к конфликтам и проблемам с психическим здоровьем. В том числе у самого ребенка.
- Проблемы с уверенностью в себе. ЗПР влияет на самооценку и вызывает ощущение постоянной неудачи.
Препараты
Препараты, использующиеся в терапии:
- Рисперидон. Успокаивает, снижает уровень дофамина в головном мозге. Не дают при аллергии на компоненты препарата. Назначают детям старше 15 лет.
- Атомоксетин. Повышает уровень норадреналина, помогает в обучении. Противопоказан при заболеваниях печени. Применяют для детей старше 6 лет.
- Метилфенидат. Усиливает действие дофамина, помогает сосредоточиться. Не назначают при гиперчувствительности, артериальной гипертензии.
- Арипипразол. Регулирует уровень дофамина, уменьшает агрессию. Не назначается при аллергии на арипипразол.
Мнение эксперта
«Понимание, что в основе психического страдания в первую очередь лежит материальная причина – последствие тяжелых родов, травм, инфекционных заболеваний нервной системы, интоксикационное воздействие, даже экология мегаполисов, влияющая на развитие мозга, – диктует соответствующий подход к оказанию помощи, — объясняет детский психиатр Северин Гречанин. — Лечение строится на коррекции остаточных проявлений органического поражения мозга и создании лечебно-ограничительного режима, предполагающего временное облегчение нагрузок на нервную систему ребенка, снижение требований к результатам обучения и интеллектуальным достижениям.
Предпочтение отдается лекарствам, улучшающим обменные процессы в мозговой ткани, питание и кровоснабжение мозга в противовес «взрослым» психофармакологическим средствам, таким как антипсихотики, антидепрессанты. Примечательно, что упомянутые лекарственные средства, влияющие на метаболизм мозга, в итоге купируют и явные психиатрические симптомы, такие как возбуждение, агрессия, которые у детей скорее носят характер «вспышки», кратковременной реакции, чем устойчивого психотического состояния».
Источники:
-
«Задержки психического развития у детей», Обозрение психиатрии и медицинской психологии.
-
«Обзор нарушений способности к обучению (Overview of Learning Disorders)», справочник MSD.