Ваш город: Барнаул

09.04.2023
Статья проверена экспертом
Булгакова Софья Владимировна

Член Национальной Наркологической Лиги

Главный врач, Стаж: 12 лет

Наши гарантии
Только сертифицированные и квалифицированные врачи
Индивидуально подобранная программа лечения
Быстрые позитивные изменения самочувствия
Комплексный подход к помощи пациентам
Более 24 лет практики работы с пациентами

Дети с речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в вербальном общении, но при этом имеют нормальный слух и интеллект. Они могут:

  • неправильно произносить слова или строить предложения;
  • иметь бедный словарный запас;
  • говорить слишком быстро или слишком медленно;
  • «проглатывать» слоги или буквы;
  • переставлять слоги местами или иметь другие отклонения.

Речевые нарушения ограничивают общение ребенка с окружающими. Хотя многие такие дети понимают людей, которые к ним обращаются, сами они не могут выразить свои мысли, чувства и желания в словах. Как следствие, нарушается адаптация в социальной среде: ребенок не может играть со сверстниками, участвовать в общественных мероприятиях. Развивающая функция общения сводится к минимуму. Поэтому, несмотря на изначально нормальный уровень интеллекта, у таких детей развивается вторичное отставание психики, из-за чего их часто ошибочно считают умственно неполноценными. Положение усугубляется, когда ребенок начинает отставать в овладении не только устной, но и письменной речью.

Поэтому родители, которые заметили речевые нарушения у детей не должны ждать, что они пройдут самостоятельно. Необходимо обратиться за профессиональной помощью, специлисты помогут выявить причины и назначат лечение речевых нарушений вовремя.

Разновидности нарушений

ребенок с мамой
У среднестатистического ребенка к 6 годам словарный запас должен быть уже около 10 тыс.
Классификация речевых нарушений достаточно сложная. Тем не менее, можно выделить несколько основных проблем, с которыми чаще всего сталкиваются дети и их родители:

  1. Дисфония. Речь глухая, сиплая, недостаточно модулированная. Голос слабый, может срываться в конце фразы.
  2. Дислалия. Ребенок не произносит определенные звуки, заменяет их другими или искажает до неузнаваемости.
  3. Брадилалия. Произношение очень замедленное, с длительными паузами между словами и предложениями. Голос монотонный, невыразительный, иногда гнусавый.
  4. Тахилалия. Речь очень быстрая, трудная для восприятия и понимания. Часто сопровождается таким симптомом, как «проглатывание» слогов или слов.
  5. Логоневроз (заикание). Ребенок запинается при произношении слов, постоянно повторяя один и те же звуки или слоги.
  6. Ринолалия. Речь малопонятная, невыразительная, с произношением в нос.
  7. Дизартрия. Невнятное произношение, вызванное неврологическими причинами, нарушением функции голосовых связок или артикуляционных мышц.

Определить тип речевого нарушения самостоятельно достаточно сложно. Иногда они комбинируются друг с другом, поэтому диагностику должен проводить опытный врач.

Получите консультацию специалиста по подбору лечения
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных

Причина формирования

Нарушение речевой функции у детей может быть обусловлено наличием самых различных внутренних и внешних факторов. Основными среди них являются:

  • умственная отсталость;
  • педагогическая запущенность;
  • органические повреждения связанных с речью структур мозга (например, вследствие родовой травмы);
  • неврологические заболевания;
  • повреждение мышц или нервов артикуляционного аппарата;
  • нарушения слуха.

Иногда речевые нарушения обусловлены психологическими или психическими факторами. Например, сильный стресс может привести к заиканию, а некоторые речевые отклонения возникают при психических расстройствах, таких как шизофрения или аутизм.

Диагностика

В первую очередь ребенка обследует невролог. Консультация психиатра может понадобиться для диагностики таких патологий как расстройство аутистического спектра или задержка психоэмоционального развития. Если неврологические и психические причины исключены, ребенок направляется к психологу и логопеду.

Способы лечения

Для повышения результативности помощи детям с проблемами речи применяется комплексный подход. Он предполагает слаженную работу врачей различного профиля (невролога, психиатра, логопеда) и других специалистов (психолога, дефектолога). Важно, чтобы родители также принимали активное участие в процессе терапии. Коррекционная работа при лечении речевых нарушений в детском возрасте включает в себя: логопедические занятия, психолого-педагогическую коррекцию, психотерапевтическую помощь ребенку и его семье, а также фармакологическую терапию.

Если не скорректировать речевые нарушения в детстве, они могут негативно сказаться на дальнейшей жизни ребенка. Поэтому не стоит откладывать лечение. Для того чтобы записаться на консультацию врача, позвоните по указанным номерам телефонов или заполните форму обратной связи на сайте.

Стоимость лечения

Услуга
Стоимость
Детский невролог
от 1600 руб./прием
Детский психиатр
от 2900 руб./прием
Клинический психолог
от 2000 руб./прием
Семейный-терапевт
от 3000 руб./прием
Популярные вопросы
Какие симптомы могут свидетельствовать о речевых нарушениях у малыша?
  • Отсутствие у ребенка попыток говорить с окружающими людьми или их существенное отставание от нормы;
  • Когда у ребенка четко прослеживается отстраненность к посторонним звукам или обращению к нему, особенно по достижении 1 года;
  • Изобилие в общении невербальных знаков — жестов, мимики, попыток использовать зрительные образы вместо слов и фраз, может также косвенно свидетельствовать о задержке речевого развития;
  • Неспособность формировать и употреблять в повседневности свои собственные выражения;
  • Полная или частичная невозможность правильно понимать на слух просьбы взрослых.
Отзывы о центре Екатерины Шуровой
5 60
Новые навыки построения отношений с зависимым
За 10 занятий измените жизнь к лучшему
«Время перемен»
Данный курс подойдет людям, чьи близкие оказались во власти зависимости. Семьям, ищущим решение в борьбе с зависимостью. Тем, кто хочет изменить свою жизнь к лучшему.