Ваш город: Гянджа

эксперт
12.07.2023
Статья проверена экспертом
Шурова Екатерина Анатольевна
Наши гарантии
иконка гарантии
Только сертифицированные и квалифицированные врачи
иконка гарантии
Индивидуально подобранная программа лечения
иконка гарантии
Быстрые позитивные изменения самочувствия
иконка гарантии
Комплексный подход к помощи пациентам
иконка гарантии
Более 24 лет практики работы с пациентами

 мама с ребенком и врачСиндром дефицита внимания и гиперактивности — это психическое расстройство, которое проявляется трудностями с концентрацией внимания, повышенной подвижностью и импульсивностью. Люди отвлекаются на разные стимулы, не могут довести дела до конца, действуют без обдумывания последствий, испытывают проблемы с организацией пространства и планированием времени. Заболевание обычно начинается в детстве и может продолжаться у взрослых, вызывая трудности в учебе, работе и личной жизни. Причины до конца не изучены, но считается, что они связаны с наследственностью, нейробиологическими факторами, воздействием окружающей среды:

  1. Генетические. Патология относится к числу наследуемых, часто встречается у детей, чьи родители имели или имеют синдром в анамнезе. В генах происходят мутации, связанные с выработкой дофамина и серотонина, влияющих на функции мозга.
  2. Биологические. Болезнь может развиться под воздействием неблагоприятных факторов во время беременности, родов и во младенчестве. Это употребление алкоголя, наркотиков, гипоксия, инфекции, травмы, недоношенность.
  3. Психосоциальные. Патология может быть связана с неблагоприятным семейным и социальным окружением: стресс, конфликты, насилие, развод, недостаток внимания.
  4. Токсические. К развитию синдрома приводит избыток или дефицит салицилатов, ароматизаторов, свинца, жирных кислот омега-3, железа, магния, фолиевой кислоты.
  5. СДВГ и синдром дефицита внимания (СДВ) — это два разных, но связанных психических расстройства, которые характеризуются трудностями с концентрацией внимания, организацией и планированием. Первый включает в себя симптомы повышенной подвижности и импульсивности, которые отсутствуют у СДВ.
  6. Причины развития общие — генетические, биологические, психосоциальные и токсические факторы, влияющие на работу мозга, особенно на синтез дофамина и серотонина. Однако эти синдромы протекают по-разному.

СДВГ встречается примерно у 5 – 15% детей, а СДВ — у 1 – 5%. Первый чаще диагностируется у мальчиков, а второй — у девочек. Синдром с гиперактивностью часто сопровождается оппозиционно-вызывающим, кондуктивным расстройством, аутизмом. СДВ связан с депрессией, тревожностью, низкой самооценкой. Оба синдрома могут сохраняться у взрослых, но симптомы меняются или уменьшаются.

Расстройство проявляется трудностями с концентрацией внимания, повышенной подвижностью и импульсивностью. Дети часто отвлекаются на разные стимулы, испытывают проблемы с организацией и планированием.

Симптомы СДВГ у детей:

  1. Невнимательность. Детям трудно сосредоточиться на одном задании, они часто переключаются с одной деятельности на другую, забывают детали, теряют вещи, не слушают инструкций, делают ошибки из-за невнимательности, не могут организовать свое время и пространство, легко отвлекаются на посторонние звуки, движения, мысли.
  2. Гиперактивность. Дети проявляют повышенную двигательную активность, не могут сидеть спокойно, постоянно вертятся, машут руками и ногами, встают с места в классе, бегают, прыгают, шумят, говорят слишком громко и быстро, не могут играть тихо, часто вмешиваются в чужие дела.
  3. Импульсивность. Дети действуют без обдумывания последствий, не могут контролировать свои эмоции и желания, часто перебивают других, не дожидаясь своей очереди, отвечают на вопросы, не дослушав их до конца, не могут подождать, когда им что-то дадут, реагируют агрессивно на критику, не сдерживают комментарии, не учитывают чувства и мнения других.

Синдром дефицита внимания у детей, сопровождающийся гиперактивностью, — не приговор, а особенность развития, требующая внимания и поддержки со стороны родителей, учителей и специалистов. С помощью комплексного лечения, включающего медикаментозную терапию, психотерапию, образование и изменения образа жизни, удается значительно улучшить качество жизни детей и помочь им реализовать свой потенциал.

Расстройство характеризуется проблемами с концентрацией внимания, чрезмерной двигательной активностью и импульсивным поведением. Оно мешает человеку успешно учиться, работать, общаться и строить отношения.

Симптомы СДВГ у взрослых:

  • халатность и недостаток внимания к деталям;
  • стремление постоянно браться за новые задачи и неспособность доводить их до конца;
  • плохие организационные навыки;
  • неспособность концентрироваться и расставлять приоритеты;
  • постоянная потеря вещей;
  • беспокойство и раздражительность;
  • неспособность молчать, стремление к болтовне;
  • неспособность дать чёткий ответ, склонность перебивать других;
  • перепады настроения, вспыльчивость и импульсивность;
  • неспособность справиться со стрессом;
  • крайнее нетерпение;
  • склонность к риску без опасений о себе и других, например, опасное вождение.

Синдром у взрослых может привести к серьёзным последствиям:

  • низкая самооценка и депрессия;
  • финансовые трудности и безработица;
  • проблемы с образованием и карьерой;
  • проблемы с законом и злоупотребление алкоголем и наркотиками;
  • дорожные происшествия и несчастные случаи;
  • неудовлетворительные и нестабильные отношения;
  • разводы и одиночество.

Общие признаки СДВГ следующие:

  1. Невнимательность — неспособность концентрироваться на одной задаче, постоянная отвлекаемость на внешние стимулы, небрежность и ошибки в выполнении работы, забывчивость и потеря вещей, проблемы с планированием и организацией.
  2. Гиперактивность — чрезмерная двигательная активность, проявляющаяся в беспокойстве, мотании, верчении, неумении сидеть спокойно, частой смене позы, бегании и лазании в неподходящих ситуациях.
  3. Импульсивность — неспособность контролировать свои импульсы, проявляющаяся в необдуманных и рискованных действиях, перебивании и вмешательстве в разговоры, неумении ждать своей очереди, непослушании и противоречии.

Заболевание вызывает трудности в учёбе, работе, общении и личной жизни. Поэтому важно обратить внимание на эти признаки и своевременно обратиться к специалисту за диагностикой и лечением.

Синдром диагностируют с помощью различных методов:

  1. Клинические критерии DSM-V. Это руководство по психическим расстройствам, которое содержит подробные описания признаков: невнимательность, гиперактивность и импульсивность. Диагноз ставится, если присутствуют шесть и более признаков из перечня, которые наблюдаются у ребенка не менее шести месяцев и проявляются во всех ситуациях.
  2. Психологическое тестирование. Это комплекс психометрических тестов, позволяющих оценить уровень внимания, памяти, мышления, моторики, эмоционального состояния и социальной адаптации ребенка. Наиболее распространенные тесты: шкала Коннера, опросник Вандербильта, тест Струпа, тест на отслеживание движущихся объектов.
  3. Электроэнцефалография. Это метод исследования биоэлектрической активности мозга, позволяющий выявить нарушения в работе нейронов. С помощью ЭЭГ определяется уровень альфа- и бета-ритмов, наличие аномальных волн (тета- и дельта-ритмы), свидетельствующих о снижении внимания и гиперактивности.
Помощь в лечении и реабилитации зависимостей
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных

Прогноз зависит от тяжести симптомов, наличия сопутствующих расстройств, уровня интеллекта, социальной среды, семейной истории и качества лечения. Врачи дают следующие рекомендации для улучшения прогноза:

  1. Своевременно обращаться к специалисту за диагностикой и лечением, чтобы предотвратить ухудшение состояния и развитие осложнений.
  2. Принимать назначенные препараты для улучшения внимания, снижения гиперактивности и импульсивности, повышения самооценки и настроения.
  3. Проходить психотерапию, которая помогает развить навыки самоконтроля, организации, планирования, решения проблем, общения и социального взаимодействия, а также борьбы с излишними эмоциями, стрессом и фрустрацией.
  4. Создавать структурированную и комфортную среду, в которой есть четкие правила, расписание, поощрения и наказания, а также поддержка и понимание со стороны родителей, учителей и сверстников.
  5. Соблюдать здоровый образ жизни, регулярно выполнять физические упражнения, сбалансировано питаться, наладить сон, избегать алкоголя, наркотиков и кофеина, найти хобби.

мужчина у врачаНаиболее эффективные методы лечения СДВГ:

  1. Медикаментозное лечение. Прием препаратов, воздействующих на нейромедиаторы в мозге, отвечающие за внимание, активность и импульсивность. Самые известные и широко используемые препараты для лечения СДВГ у детей — метилфенидат, декстроамфетамин и лиздексамфетамин. Они помогают улучшить концентрацию, снизить гиперактивность и импульсивность, повысить самооценку и настроение. Препараты вызывают побочные эффекты: снижение аппетита, бессонница, головная боль, тошнота, повышение давления и частоты пульса. Поэтому их назначает врач и контролирует прием. Кроме стимуляторов используются антидепрессанты (атомоксетин, бупропион, венлафаксин), нормотимики (литий, вальпроат, карбамазепин) и антипсихотики (рисперидон, арипипразол). Они полезны при наличии сопутствующих расстройств: депрессия, тревожность, биполярное расстройство, тики и агрессия.
  2. Психотерапия. Метод включает различные виды психологической помощи, направленные на коррекцию поведения, развитие навыков самоконтроля, организации, планирования, решения проблем, общения и социального взаимодействия, а также борьбы с экспрессивностью, стрессом и фрустрацией. Наиболее распространенные виды психотерапии: когнитивно-поведенческая, семейная, игровая, арт-терапия, дэнс-терапию. Психотерапия проводится индивидуально, в группе или с участием родителей. Методики лечение СДВГ у взрослых помогают понять причины поведения, научиться адекватно реагировать на ситуации, улучшить самооценку и отношения с окружающими.
  3. Обучение родителей. Во многих клиниках и реабилитационных центрах проводятся психологические тренинги для родителей, которые обучают особым методам взаимодействия с детьми: модификация поведения, жетонная система, поощрения и наказания, установление четких правил и границ, создание структурированной и комфортной среды. Обучение помогает родителям повысить уверенность, коммуникативные навыки, компетентность.
  4. Создание специальных условий для обучения и развития. Речь идет об адаптации учебной программы, ориентированной на индивидуальные стили обучения: визуальный, аудиальный или кинестетический. Важно обеспечить ребенку достаточно времени для выполнения заданий, давать четкие и понятные инструкции, разбивать сложные задачи на более простые, поощрять успехи и поддерживать интерес к учебе. Кроме того, необходимо создать благоприятную атмосферу в классе, предотвратить изоляцию и дискриминацию ребенка, наладить взаимодействие с учителями и сверстниками.

Эти методы лечения можно комбинировать в зависимости от тяжести симптомов, наличия сопутствующих расстройств, возраста и индивидуальных особенностей человека. Терапия должна быть непрерывной, длительной и контролируемой специалистами.

Семейный психолог Александра Аспидова ©: «Признаки синдрома — это гиперактивность, невнимательность, забывчивость, неумение контролировать свои эмоции, постоянное влезание в чужие разговоры, нарушение чужих личных границ. Это диагноз, и он встречается у каждого двадцатого ребенка в России. У 70% людей синдром сохраняется и во взрослом возрасте.

Не нужно ждать школьного возраста, чтобы начать коррекцию, потому что симптомы и проблемы как снежный ком будут постоянно накапливаться. Обратитесь к неврологу или нейропсихологу, чтобы они могли поставить нужный диагноз и помочь вашему ребенку. Воспитывать таких детей непросто, но сейчас есть современные пути помощи. Научите своего ребенка планировать время, управлять эмоциями, тогда жизнь вашего ребенка точно будет счастливее и успешнее».

  1. Альтхерр П., Берг Л., Вельфль А., Пассольт М. Гиперактивные дети. Коррекция психомоторного развития. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  2. Ратнер А. Ю. Неврология новорождённых: острый период и поздние осложнения. 4-е изд. — М.: БИНОМ; Лаборатория знаний, 2008. — 368 с. — ISBN 978-5-94774-897-0.
  3. Чутко Л. С., Пальчик А. Б., Кропотов Ю. Д. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у детей и подростков. — СПб.: Издательский дом СПбМАПО, 2004.
  4. Barkley, Russell A. Take Charge of ADHD: The Complete Authoritative Guide for Parents (2005) New York: Guilford Publications.
  5. Bellak L, Kay SR, Opler LA. (1987) «Attention deficit disorder psychosis as a diagnostic category». Psychiatric Developments, 5 (3), 239-63. PMID 3454965
  6. Conrad, Peter Identifying Hyperactive Children (Ashgate, 2006).
Услуга
Стоимость
Консультация психолога
71 ₼
Консультация психиатра
71 ₼
Экспертное консультирование
107 ₼
Курс психотерапии (10 сеансов)
357 ₼
Лечение синдрома дефицита внимания
от 54 ₼
Популярные вопросы
Можно ли полностью вылечить СДВГ?
Нет, полностью вылечить синдром невозможно, так как это хроническое расстройство, которое проявляется с детства и сохраняется во взрослом возрасте. Однако с помощью правильного лечения и поддержки, можно контролировать симптомы и улучшить качество жизни. Лечение включает медикаментозную терапию, психотерапию, обучение родителей и создание специальных условий для обучения и развития.
Что будет если не лечить СДВГ?

Это может привести к серьезным последствиям для психического и физического здоровья, а также для социальной и профессиональной адаптации:

  • низкая самооценка и депрессия;
  • трудности с поиском работы;
  • финансовая нестабильность;
  • проблемы с получением высшего образования;
  • злоупотребление алкоголем и наркотиками;
  • частые ДТП по вине больного;
  • проблемы в отношениях;
  • одиночество;
  • нестабильное психическое здоровье;
  • попытки самоубийства.

Важно своевременно обратиться к специалисту за диагностикой и лечением, чтобы предотвратить ухудшение состояния и развитие осложнений.

Как избавиться от гиперактивности своими силами?

Избавиться от СДВГ своими силами полностью невозможно, так как это хроническое расстройство, которое требует комплексного и индивидуального подхода к лечению. Однако можно предпринять некоторые шаги, чтобы уменьшить симптомы:

  1. Соблюдать здоровый образ жизни, заниматься спортом дома или в тренажерных залах, есть качественную пищу, спать не меньше 8 часов в сутки, не пить алкоголь и кофе, не курить, найти увлечение.
  2. Сформировать комфортную среду, придумать четкие правила, расписание, заручиться поддержкой родителей, друзей.
  3. Развивать навыки самоконтроля, организации, планирования, решения проблем, общения и социального взаимодействия, учиться контролировать эмоции с помощью медитаций, дыхательных упражнений, релакса, позитивного мышления, аффирмаций.
  4. Своевременно проходить диагностику и лечение, принимать препараты, назначенные врачом.
Сколько времени потребуется на лечение?
Время лечения зависит от тяжести симптомов, наличия сопутствующих расстройств, возраста и индивидуальных особенностей человека, выбранного метода лечения. Лечение должно быть непрерывным, длительным, проводиться под контролем специалистов. Некоторые препараты, такие как стимуляторы, дают быстрый эффект, но требуют регулярного приема и контроля за побочными эффектами. Однако остальным препаратам может потребоваться несколько недель, прежде чем они начнут действовать. Психотерапия, обучение родителей и создание специальных условий для обучения и развития также требуют времени и усилий, но дают стабильные и долгосрочные результаты. Нельзя точно сказать, сколько времени потребуется на лечение, но можно сделать вывод, что чем раньше начнется лечение, тем выше будет прогноз на выздоровление.
Отзывы о центре Екатерины Шуровой
5 60
картинка курса
«Время перемен»
Новые навыки построения отношений с зависимым
За 10 занятий измените жизнь к лучшему
картинка курса
Данный курс подойдет людям, чьи близкие оказались во власти зависимости. Семьям, ищущим решение в борьбе с зависимостью. Тем, кто хочет изменить свою жизнь к лучшему.
иконка модалок
закрыть
Заказать звонок
Позвонить