Речь у детей развивается индивидуально. Однако есть определенные этапы, которые в норме должен пройти каждый малыш. Сначала он гулит и лепечет. Потом учится произносить первые слова, строить простые, а затем и сложные предложения. Если уровень речи ребенка значительно отличается от его сверстников, это должно насторожить родителей. Задержка речевого развития у детей часто возникает в результате индивидуальных особенностей. Но она также может быть обусловлена умственной отсталостью, неврологическими или психическими заболеваниями. Поэтому очень важно найти причину расстройства.
Условно задержки речевого развития у детей можно подразделить на несколько групп:
- Первичная задержка формируется при структурных повреждениях головного мозга или нарушениях его функции.
- Вторичная возникает на фоне здоровья головного мозга, но при наличии хронических физических заболеваний (пороки сердца и др.), которые негативно влияют на церебральную (мозговую функцию).
Также существуют такие термины, как общее и системное недоразвитие речи. Первый описывает нарушение речевого развития у детей с нормальным интеллектом. Второй – задержку на фоне недоразвития других психических функций.
Причины формирования
- повреждение центральной нервной системы;
- дефекты органов артикуляционного аппарата;
- нарушение слуха;
- глухота или акустическая агнозия (неспособность понимать смысл звуков);
- психические и эмоциональные расстройства;
- генетические заболевания.
Среди внешних провоцирующих факторов можно выделить:
- недостаточную стимуляцию языкового развития;
- неправильные языковые модели у взрослых (неправильное произношение, использование диалектов, плохой словарный запас);
- неадекватная реакция окружающих на первые высказывания ребенка (отсутствие интереса, пренебрежение или принятие первых слов с излишним энтузиазмом);
- эмоциональная депривация (недостаточность или полное отсутствие контактов с другими людьми).
Кроме этого, важную роль имеет контакт матери и ребенка. Задержка речи может быть вызвана отсутствием интереса к малышу или эмоциональной сдержанностью матери.
Основные признаки
Прежде всего, родителей должны насторожить следующие симптомы:
- позднее, по сравнению с другими детьми, появление слов;
- неумение составлять простые и сложные предложения;
- многочисленные речевые аграмматизмы (например: «Мама суп варить», «Шел упал вава»);
- нарушение артикуляции, произношение отдельных звуков в манере, характерной для более раннего развития;
- обобщение одним словом, слогом, звукоподражанием (например: «Ням-ням», вместо «Я хочу есть»);
- искажение фонетической формы слов (отбрасывание начальных слогов, уменьшение количества слогов, сокращение групп согласных);
- фонетический беспорядок (трудности в понимании речи ребенка несмотря на то, что он говорит много и охотно);
- произношение слогов, вместо слова («ка» вместо «утка» и т.д.);
- отсутствие глаголов в предложениях.
У некоторых детей психоречевые нарушения (ЗППР) отражаются не только в произношении слов и предложений, но и в их понимании.
Как проводится диагностика
Как правило, взрослые могут заметить задержку речевого развития у детей старше 3 лет, то есть тогда, когда речь уже должна быть развита. У малышей, не посещающих дошкольное учреждение, нарушения диагностируются в более позднем возрасте, когда их труднее корректировать. Поэтому родителям не стоит ждать, когда ребенок начнет говорить сам. Они должны следить за тем, как формируется его речь с самого начала, особенно при наличии таких предпосылок, как проблемы внутриутробного развития, нарушения ЦНС, тяжелые роды.
Диагноз ставится после обследования, в котором принимают участие такие специалисты, как невролог, логопед, сурдолог, психолог и при необходимости психиатр.
Терапия нарушений развития речи
Если ЗРР носит неврологический характер и спровоцирована нарушением функции мозга, лечение назначает врач-невролог. Медикаментозные препараты при лечении задержки речевого развития применяются для улучшения мозгового кровообращения, активизации мыслительных процессов и памяти. Если малыш плохо говорит из-за нарушения слуха, выдается направление к соответствующим специалистам, которые выпишут необходимые лекарства или назначат другие виды лечения.
Дефектолог, занятия с которым стоит начинать после 2 лет, занимается коррекцией речи. Он поможет ребенку развить внимание, двигательную память, мышление. Заниматься с логопедом можно после 4 лет, когда малыш уже активно пользуется речью. На занятиях его научат правильно произносить звуки, строить предложения.
Если речевые нарушения вызваны эмоциональными или психическими нарушениями, подключается психолог или психиатр. Начало лечения у этих специалистов индивидуально и зависит от степени тяжести патологии.
Стоимость лечения
- Детский невролог – от 1600 руб./прием
- Детский психиатр – от 2900 руб./прием
- Клинический психолог – от 2000 руб./прием
- Семейный-терапевт – от 3000 руб./прием
Если игнорировать первые симптомы расстройства развития речи и не начать своевременное лечение, к 5-6 годам у ребенка может развиться общее недоразвитие речи, которое лечить намного сложнее. Не откалывайте визит к врачу. Чтобы записаться на консультацию, позвоните по одному из указанных телефонов или заполните форму обратной связи на сайте.