Общие сведения
Задержка речевого развития (ЗРР) — распространенное явление в детском возрасте, которое наблюдается у детей, имеющих нормальный слух и интеллект. Основными проявлениями болезни становятся сложности с произнесением слов, фраз, предложений, а также с правильной артикуляцией звуков. У некоторых детей наблюдаются проблемы с пониманием речи.
Трудно понять, что вызывает задержку речевого развития. Часто причины остаются неизвестными. В некоторых случаях проблемы связаны с нарушениями слуха, нервными расстройствами или физическими недостатками, влияющими на произношение.
Диагноз задержки речевого развития у детей ставится только после тщательной оценки состояния ребенка врачами. Диагностика включает проверку слуха и интеллекта, а также оценку речевых и языковых навыков.
Коррекционная работа с логопедом помогает большинству пациентов справиться с проблемами речи и догнать сверстников. Помимо работы с врачом важную роль играет вовлеченность родителей. Они могут поддерживать развитие ребенка, общаясь с ним, читая книги, играя в игры, которые стимулируют устную речь. Привлечение родителей к коррекционной работе способствует прогрессу в речевом развитии.
Причины ЗРР
Причины задержки речевого развития могут быть связаны с физическими, психологическими или эмоциональными факторами. Предпосылками становятся:
-
Нарушения слуха. Речь и языковые способности развиваются на основе того, что ребенок слышит вокруг себя.
-
Травмы голосовых связок. Короткая нервная связка затрудняет формирование звуков.
-
Неврологические расстройства. Болезни, влияющие на нервную систему, такие как церебральный паралич, препятствуют нормальному развитию речи.
-
Аутизм. У детей с аутизмом часто наблюдаются дефекты речи и проблемы с общением.
-
Генетические расстройства, например, синдром Дауна.
-
Недоношенность. Дети, рожденные до 37 недели беременности, часто испытывают проблемы с речью.
-
Отсутствие стимуляции речи в домашней среде. Родители должны обеспечивать ребенку возможности для общения.
Некоторые дети просто могут заговорить позже. Они развиваются в своем темпе и сначала немного отстают по этому критерию от ровесников.
Органические причины
-
Инвалидность по слуху.
-
Нарушения мозга.
-
Генетические расстройства.
-
Расстройства из спектра аутизма.
-
Нарушения голосовых связок.
-
Недоношенность.
Все эти факторы связаны с физическим состоянием и здоровьем ребенка. Если у родителей есть подозрения, что ребенок страдает от задержки речевого развития, важно обсудить это с педиатром.
Социальные причины
-
Недостаток стимуляции речи. Если с ребенком не говорят в семье, это может затормозить речевое развитие.
-
Недостаток общения. Ребенок, который не проводит время с родителями и другими близкими людьми, испытывает проблемы в речи.
-
Стресс и травма. На развитии речи отрицательно сказывается негативное эмоциональное воздействие.
-
Отсутствие контакта с социумом. Ребенку необходимы социальные взаимодействия, чтобы учиться общению.
-
Ограничения в воспитании. Если ребенок не имеет доступа к образовательным программам, способствующим развитию речи, это может стать причиной задержки.
Патогенез
-
Биологические факторы — наследственность и генетические мутации. Исследования показывают связь между ЗРР и наличием дефектных генов. Биологические факторы также включают преждевременное рождение или инфекции внутриутробного развития.
-
Социальные факторы — ребенок, который не слышит достаточного количества звуков, слов и предложений, может столкнуться с ЗРР. Доступ к образовательным программам, направленным на развитие речи, может влиять на патогенез заболевания.
Развитие речи в норме
Речевое развитие у детей проходит поэтапно.
- Первая стадия — с рождения до года. В возрасте около двух месяцев новорожденные начинают издавать звуки, вроде «а» и «у». В шесть месяцев появляется первый лепет. В возрасте около года дети говорят первое слово.
-
Вторая стадия — 1-2 года. Дети используют простые слова и фразы. В возрасте двух лет в словарном запасе насчитывается около 50 слов.
-
Третий этап — 2–3 года. Дети говорят предложениями из 2-3 слов. Они осваивают грамматику, но допускают множественные ошибки.
-
Четвертый этап — 3-4 года. Дети говорят более сложными предложениями. Они учатся правильно использовать грамматику.
-
Пятый этап — начинается примерно с 4 лет. Дети осваивают более сложные идеи: время, пространство и количество предметов.
Симптомы
Задержка речевого развития у детей — ситуация, когда речевые навыки развиваются медленнее, чем обычно. Как это проявляется:
-
Отсутствие лепета. У детей с ЗРР часто не наблюдается так называемой «болтовни» в возрасте около 9-10 месяцев.
-
Отсутствие первых слов. Большинство детей произносят первое слово в возрасте около года. Но дети с ЗРР могут начать говорить позже.
-
Проблемы с объединением слов. В возрасте около двух лет здоровые дети уже сочетают два слова, создавая простые фразы. У детей с ЗРР в этом плане могут быть проблемы.
-
Сложности с произношением. Дети с задержками в развитии речи с трудом воспроизводят слова и звуки.
-
Ограниченный лексикон. У детей с задержкой речи словарный запас меньше по сравнению со сверстниками.
-
Сложности с пониманием. Дети с ЗРР могут испытывать трудности в понимании речи других людей.
-
Сложности с общением (трудно использовать речь для общения с другими).
-
Ограничения в восприятии родного языка.
-
Сложности с социальной интеракцией, неспособность выражать мысли и чувства.
-
Непонимание инструкций. Дети с ЗРР могут испытывать сложности с пониманием инструкций и выполнением заданий.