Ваш город: Баку

эксперт
02.06.2023
Статья проверена экспертом
Лабутьева Ирина Сергеевна
Наши гарантии
иконка гарантии
Только сертифицированные и квалифицированные врачи
иконка гарантии
Индивидуально подобранная программа лечения
иконка гарантии
Быстрые позитивные изменения самочувствия
иконка гарантии
Комплексный подход к помощи пациентам
иконка гарантии
Более 24 лет практики работы с пациентами

Общие сведения

Самоповреждающее поведение или «селфхарм», представляет собой действия, при которых человек наносит повреждения самому себе без суицидальных намерений. Термин«селфхарм» происходит от англ. «self harm» — самоповреждение. 

Люди могут причинять себе вред по многим причинам. Одним это приносит облегчение. Другим физическая боль напоминает, что они живы.

Селфхарм может проявляться в виде порезов, укусов, ударов, опрокидывания предметов на себя, ожогов и других телесных увечий. Он может возникать как реакция на физическую или эмоциональную боль.

Самоповреждающее поведение подростков уникально, поскольку в этот жизненный период начинается изменение фигуры, возникает множество душевных и социальных тревог. Важно обозначить, что причина шрамов на предплечьях и запястьях — не всегда желание совершить суицид. Дети могут резать себя из-за проблем в школе или колледже. Подростки сталкиваются с трудностями с самоидентификацией, стрессом в школе, сложностями во взаимоотношениях с друзьями или семьей. Большинство подростков занимается селфхармом, чтобы справиться с резко нахлынувшими эмоциями.

Причины

Самоповреждающее поведение может иметь разнообразные клинические мотивы. Это:

  • Психические расстройства. Люди, страдающие от психических расстройств, таких как шизофрения, тревожное расстройство, биполярное расстройство, тревожное расстройство личности и реактивный психоз, могут практиковать самоповреждение в качестве способа справиться с эмоциональными трудностями.
  • Аутоагрессия в попытке облегчить эмоциональную боль. Пациенты могут использовать самоповреждающее поведение как способ облегчить эмоциональную боль, которую они испытывают. Нанесение себе физического вреда может временно снижать душевную боль и создавать ощущение контроля над эмоциями.
  • Травматические события. Люди, пережившие травматические события, такие как сексуальное или физическое насилие, могут практиковать самоповреждение в результате попыток справиться с травмой, дабы контролировать эмоции или выразить свою внутреннюю боль.
  • Социальное окружение. Подростки, окруженные сверстниками, проявляющими аутоагрессию, могут повторять их действия в попытке приспособиться или ради достижения признания.
  • Снижение тревожности и переживаний. Больные могут ощущать снижение тревоги и переживаний после акта селфхарма. Это может стать причиной, по которой они продолжают практиковать такое поведение.

Патогенез

расцарапывание рукПатогенез самоповреждающего поведения представляет собой сложное взаимодействие нейрохимических, нейроанатомических, психологических и социальных факторов. Однако существуют моменты, которые могут играть роль в возникновении этого поведения.

Одна из гипотез связывает самоповреждающее поведение с дисрегуляцией нейрохимических систем в организме. Исследования показывают связь между самоповреждающим поведением и изменениями в системе выработки серотонина — нейромодулятора, отвечающего за регуляцию настроения и эмоций. Сниженные уровни серотонина часто связаны с повышенной восприимчивостью к физической и эмоциональной боли, что может способствовать самоповреждающему поведению.

Нарушения в областях головного мозга, ответственных за обработку боли и эмоций, могут стать причиной селфхарма. Наличие аномалий в префронтальной коре и лимбической системе снижает способность человека регулировать эмоции и справляться со стрессом.

Для многих подростков аутоагрессия выполняет роль манипуляции. Отношения в семье или между сверстниками служат причиной того, что селфхарм становится способом установления контроля или продолжения общения.

Самоповреждающее поведение связано с определенными когнитивными факторами — наличием отрицательных мыслей, чувством неполноценности или негативной самооценкой. Эти мысли могут способствовать появлению эмоционального дискомфорта и побуждать к самоповреждению в качестве способа справиться с негативными переживаниями.

Виды самоповреждающего поведения

Не все виды селфхарма выглядят одинаково. Чаще всего в практике психиатров встречаются порезы тела ножом или другим острым предметом. Подростки режутся в качестве своеобразного ритуала, оставляющего узоры на коже. Больные могут вырезать слова или символы на коже. Но есть и другие виды аутоагрессии:

  • Царапать, кусать или жечь (часто сигаретами) кожу.
  • Бить себя по телу.
  • Прокалывать кожу острыми предметами.
  • Выдергивать волосы с головы или тела.
  • Вставлять острые предметы в тело.
  • Тренироваться до изнеможения с физической болью или травмой.
  • Вступать в драки, где можно пострадать.
  • Ударяться головой или телом о стены и твердые предметы.
  • Практиковать садомазохистические виды секса или испытывать удовольствие от тяжелого околосексуального насилия.

Симптомы 

Есть несколько распространенных признаков, на которые стоит обратить внимание:

  • Необъяснимые травмы. У пациента есть травмы или раны, которые трудно объяснить естественными причинами: порезы, укусы, синяки, ожоги и другие повреждения на теле или голове. 
  • Необычное поведение при стрессе. Выясняется, что пациенты могут реагировать на стресс или эмоциональное напряжение с помощью нанесения себе вреда после конфликта или травматического события.
  • Скрытность. Пациенты могут носить одежду, скрывающую следы повреждений, или прикрывать увечья рукавами одежды, аксессуарами.
  • Повышенный интерес к ранам. Пациенты могут проявлять видимый интерес к теме повреждений.
  • Изменения настроения и эмоциональное напряжение. Самоповреждающее поведение часто связано с эмоциональными проблемами и психическим состоянием. Часто встречается тревога, депрессия или чувство беспомощности.

Диагностика и осложнения

Диагностика включает оценку различных аспектов, которые помогают определить наличие и характер данного поведения. Основные методы диагностики включают:

  • Клинический разговор и анамнез. Психиатр или психотерапевт проводит беседу с пациентом, чтобы узнать о симптомах, частоте и форме селфхарма, а также о возможных причинах и особенностях данного поведения. Имеет значение длительность проявлений и их связь с другими психическими состояниями.
  • Оценка психического состояния. Психиатр оценивает психическое состояние пациента, включая тревогу, депрессию, нарушения настроения и другие ментальные расстройства, связанные с аутоагрессией.
  • Исследование факторов риска. Проводится анализ факторов риска, таких как предшествующие травмы, наличие психических расстройств, сексуальное или физическое насилие, семейные и социальные взаимоотношения. Это необходимо, чтобы понять, какие факторы могли спровоцировать развитие аутоагрессии.
  • Количественная оценка. Врач может использовать определенные шкалы и опросники для подтверждения диагноза.
Помощь в лечении и реабилитации зависимостей
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных

Коррекция самоповреждающего поведения

Коррекция самоповреждающего поведения — важная составляющая терапии. Она направлена на снижение частоты и интенсивности аутоагрессивных действий, обучение здоровым альтернативным способам регуляции эмоций и стресса. Коррекция включает следующие подходы:

Психотерапия

  • Когнитивно-поведенческая терапия. КПТ помогает пациентам осознать негативные убеждения и установить связь между ними и селфхармом. Работа с базируется на теории, что наши мысли (когнитивные процессы) влияют на эмоции и поведение. Часто искаженные мысли могут приводить к негативным эмоциям. В рамках КПТ клиенты учатся осознавать и переоценивать этот момент, разрабатывать более адаптивные мыслительные схемы и развивать навыки эффективного поведения.

    Во время терапии клиенты изучают когнитивные убеждения и выявляют искажения — например, черно-белое мышление или чрезмерную самокритику. Затем они учатся заменять негатив более реалистичными и позитивными убеждениями. Клиенты также могут проводить поведенческие эксперименты, чтобы получить новый опыт, который помогает изменить внутренние установки и убеждения.

    Этот вид терапии активно используется для работы с широким спектром психических проблем, включая депрессию, тревожные расстройства, панические атаки, фобии, посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), РПП, зависимости и другие. КПТ также широко применяется в работе с детьми, подростками и семьями.
     

  • Диалектическая поведенческая терапия. ДПТ ориентирована на людей, страдающих от эмоциональной нестабильности — это форма психотерапии, разработанная Маршаллом Барнсом для лечения клиентов с пограничным, антисоциальным, параноидальным и другими расстройствами личности. ДПТ основана на концепции диалектики, подразумевающей взаимодействие противоположностей и поиск баланса.
     

  • Интерперсональная терапия (ИПТ). ИПТ фокусируется на проблемах взаимоотношений и помогает пациентам развивать более здоровые стратегии коммуникации и решения конфликтов, которые могут способствовать аутоагрессии.

    Она ориентирована на межличностные отношения и контролирует их влияние на психологическое благополучие. Терапия основана на предположении, что проблемы клиента часто возникают из-за межличностных недопониманий. Взаимодействие с окружающими людьми может вызывать стресс, конфликты, неудовлетворенность и другие психологические проблемы. ИПТ помогает клиентам понять эти проблемы и разработать стратегии для их решения.

    В ИПТ акцент делается на исследовании роли клиента в отношениях с другими людьми. Терапевт помогает понять, как поведение, ожидания и межличностные убеждения могут влиять на самовосприятие. Работа включает разрешение межличностных конфликтов, обработку травматических ситуаций и развитие навыков эмоциональной саморегуляции.

Медикаментозное лечение 

врач держит в руках таблеткиИногда для управления симптомами, связанными с самоповреждающим поведением, может потребоваться медикаментозное лечение. Психиатр назначает  антидепрессанты, стабилизаторы настроения или антипсихотики для снижения тревожности и контроля импульсивности.

Социальная поддержка

Родители, педагоги и близкие люди играют важную роль в поддержке пациентов с селфхармом. Им может потребоваться консультация специалиста, чтобы разобраться в проблеме и научиться эффективным стратегиям поведения. Психиатры также могут проводить групповые сессии, где пациенты делятся опытом.

Профилактика

Профилактика требует комплексного подхода. Она направлена на предотвращение аутоагрессии и включает:

  1. Информирование. Образовательные программы и информационные кампании помогают подросткам, родителям и педагогам понять эту патологию, узнать о возможных причинах и методах профилактики, научиться навыкам эмоциональной регуляции и управления стрессом.

  2. Безопасная среда. Важно создать безопасную и поддерживающую среду для обсуждения проблемы. Мероприятие может включать обучение педагогов, родителей и сверстников правильным методам общения, эмоциональной поддержки и преодоления конфликтов.

  3. Раннее выявление и обращение за помощью. Частые предвестники самоповреждающего поведения — ухудшение настроения и социальная изоляция.

  4. Здоровый образ жизни. Спорт, физическая активность, хорошее питание и достаточный отдых способствуют физическому и эмоциональному благополучию, что может снизить риск развития самоповреждающего поведения.

  5. Специализированные программы и групповая терапия. Групповые терапевтические программы полезны для обмена опытом, поддержки и развития навыков управления стрессом.

Мнение эксперта

Самоповреждающее поведение — это серьезная проблема, особенно часто встречающаяся у подростков. Оно может быть выражением эмоционального стресса и попыткой облегчить психологическую боль. Важно понимать, что это не просто «каприз» или «причуда», а серьезный сигнал о том, что у подростка возникли трудности, с которыми он не может справиться. 

В клинической практике применяются различные методы лечения аутоагрессии, включая психотерапию, психообразование и, в некоторых случаях, медикаментозное лечение. Важно создать безопасную и поддерживающую среду, где подросток может разделить свои чувства и получить необходимую помощь. 

Поддержка семьи и близких также играет важную роль в процессе восстановления. Мы должны слушать, понимать и предлагать ресурсы, чтобы помочь подросткам пережить эмоциональные трудности и научиться здоровым способам справляться с ними.

Список литературы

  1. Nock, M. K. (2010). Self-injury.
  2. Klonsky, E. D. (2011). Non-suicidal self-injury in United States adults: prevalence, sociodemographics, topography, and functions.
  3. Whitlock, J. L., et al. (2006). Non-suicidal self-injury as a gateway to suicide in young adults.
  4. Laye-Gindhu, A., & Schonert-Reichl, K. A. (2005). Nonsuicidal self-harm among community adolescents: understanding the “whats” and “whys” of self-harm.
  5. Glenn, C. R., & Klonsky, E. D. (2013). One-year test-retest reliability of the Inventory of Statements About Self-Injury (ISAS).
  6. Nock, M. K., et al. (2006). Self-Injurious Thoughts and Behaviors Interview: development, reliability, and validity in an adolescent sample.
  7. Victor, S. E., & Klonsky, E. D. (2014). Correlates of suicide attempts among self-injurers: a meta-analysis.
  8. Klonsky, E. D., & Muehlenkamp, J. J. (2007). Self-injury: a research review for the practitioner.

Стоимость услуг

Услуга
Цена
Консультация детского психиатра
от 52 ₼
Сеанс психотерапии
от 36 ₼
Приём семейного терапевта
от 54 ₼
Лечение самоповреждений
от 36 ₼
Популярные вопросы
Что такое селфхарм у подростков?

Селфхарм у подростков — это поведение, при котором они причиняют себе намеренные повреждения, такие как порезы, ушибы, ожоги и т.д. Часто это делается без намерения покончить с собой, но как способ справиться с эмоциональной болью, стрессом или тревогой. Подростки могут использовать селфхарм как способ выразить свои эмоции, облегчить внутреннюю боль. Кроме того, аутоагрессия может быть признаком психического расстройства или сигналом о проблемах, с которыми подросток регулярно сталкивается в повседневной жизни. Важно обратиться за помощью к специалисту, такому как психиатр или психотерапевт, чтобы понять причины и предложить подходящее лечение. 

Отзывы о центре Екатерины Шуровой
5 60
картинка курса
«Время перемен»
Новые навыки построения отношений с зависимым
За 10 занятий измените жизнь к лучшему
картинка курса
Данный курс подойдет людям, чьи близкие оказались во власти зависимости. Семьям, ищущим решение в борьбе с зависимостью. Тем, кто хочет изменить свою жизнь к лучшему.
иконка модалок
закрыть
Заказать звонок
Позвонить